Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система організаційної поведінки




В рамках конфликтологии

12. Конфликтный подход: организационное поведение рассматривается в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия, через призму борьбы за дефицитные материальные и социальные ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы.

13. Модели социального обмена: взаимоотношения индивидов, групп и организаций описываются как рациональное поведение, под которым понимают взаимовыгодный обмен видами деятельности и вознаграждениями.

14. Феноменологический подход: организационное поведение трактуется как следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных субъектов, которые преследуют свои цели, временно объединяются в коалиции или конфликтуют между собой и постоянно конструируют и интерпретируют конкретную ситуацию средствами наличной и создаваемой культуры.

15. Инвайронментальный подход: человеческое поведение рассматривается как поиск наиболее рационального способа взаимодействия с внешним окружением.

 

 

 

Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения. Такие системы ОП существуют в каждой организации, но в различных формах.

Основная задача систем ОП состоит в идентификации важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение организацией поставленных целей, и создании условий для эффективного управления ими. Некоторые выявляемые факторы находятся вне контроля менеджмента, другими необходимо научиться управлять. Конечные результаты обычно измеряются в соответствии с тремя основными критериями: показателями деятельности организации (например, количество и качество товаров и услуг, уровень обслуживания клиентов), степенью удовлетворенности работников (низкие показатели уровня прогулов, опозданий или текучести кадров) и индивидуального роста и развития (приобретение новых знаний и повышение квалификации).

Фундамент системы ОП образуют основные убеждения, ценности, особенности и намерения тех людей в организации, которые принимают основополагающие решения относительно ее существования и развития, а также руководителей, управляющих ею в данное время.

• личные ценности руководителя (или группы руководителей) в области миропонимания (что есть добро и зло, правда и ложь и т. д.);

• представления руководства о воздействии на людей, власти, силе и других особенностях личностного управления (модель человека-руководителя в конкретном понимании);

• представления руководства о принципах взаимодействия людей вообще и в организации в частности (''людям доверять нельзя, значит, моя организация нуждается в системе жесткого контроля", "людям свойственно помогать друг другу, поэтому я могу положиться на их человеческие качества" и др.);

• представления каждого руководителя о личном "потолке" власти и ответственности, о своих возможностях нести ответственность за всю организацию и каждого человека в ней, за результат дела (осознание себя ведомым или ведущим, своего стиля управления по шкале "авторитарный (тоталитарный) лидер — невмешательство вуправленческие механизмы коллектива ("дао-управление");

• осознание руководителем своих специфических особенностей как человека и управляющего ("моя слабость — лесть", "не могу видеть плачущих людей" и др.), которые могут существенно повлиять на формирование и функционирование системы ОП, дезорганизуя людей и создавая противоречивый портрет лидера, к которому можно легко подобрать ключи и манипулировать им;

• комплекс предположений и убеждений руководителя относительно реального бизнеса и задач организации, стратегии, этики и социальной ответственности;

• оценку возможностей и диапазона (потенциала) личностного развития руководителя как человека и управляющего.

Задачи, решаемые с помощью философии ОП:

1. Формирование у людей в организации определенного от ношения к труду.

2. Изменение их уровня ответственности с помощью внутренних стимулов (психологический подход), а не с помощью дисциплинарной системы.

3. Перевод работников из иждивенчески-патерналистской системы существования в организации ("организация мне должна") к партнерским отношениям с последней ("мы должны друг другу, мы благодарны друг другу").

4. Активизация творческого потенциала работников.

5. Перевод системы управления человеческим капиталом в самонастраивающийся режим, позволяющий коллективу меняться адекватно изменениям внешней среды (саморегулируемые, контролирующие себя коллективы, полностью отвечающие за общий результат).

6. Освобождение руководителя от тактических и операцион ных управленческих решений, с тем чтобы он разрабатывал миссию и стратегии организации.

7. Формирование определенного морально-психологическо го климата в организации, способствующего достижению ее конкретных целей. Он может быть и жестким, если цель — вы живание организации.

8. Формирование базы внутрифирменных отношений и правил, которые обеспечат в организации прозрачность управленческих систем и инструментов, чтобы работники понимали механизмы воздействия. Это во многом освободит организацию от разрушительных психологических игр и манипулирования.

Организация должна идентифицировать и признать базовые ценности двух групп, касающиеся:

1) продукта (результата).

2) самой организации, ее стабильности и развития (трансформации).

Видение представляет собой противоречивый образ того, чем организация и ее члены могут быть, т. е. ее возможное (и желательное) будущее. Руководителям необходимо создать привлекательные планы относительно того, в каком направлении должна развиваться организация и какие основные изменения ждут ее впереди. Формулировка видения требует настойчивой его пропаганды, чтобы донести его до работников всех рангов 3.

Организация также должна сформулировать миссию, определяющую направления ее деятельности, рыночные сегменты и ниши, которые компания стремится занять, типы заказчиков, с которыми она стремится поддерживать устойчивые отношения. Формулировка миссии включает в себя краткий перечень конкурентных преимуществ или сильных сторон организации. В отличие от видения формулировка миссии носит более описательный характер и ориентирована, скорее, на ближайшее будущее. Дальнейшая конкретизация задач организации предполагает постановку (на основе заявления о миссии) ее целей.

Цели представляют собой конкретные показатели, к которым организация стремится в определенный период времени (например, в течение года, в ближайшие пять лет).

Философия, ценности, видение, миссия и цели образуют иерархию понятий в соответствии со степенью их конкретности (самое общее из них — философия, наиболее конкретное — цель), образующую "костяк" организационной культуры.

Культура является слепком формальной организации с ее политикой, структурами, процедурами, внешней социальной и культурной (глобальной) средой. Культура определяет стиль руководства, тип коммуникативной системы, межличностную и групповую динамику, качество трудовой жизни в организации. Совокупность знаний и инструментов, заложенных в культуру, позволяет мотивиро- вать работников к достижению целей организации.

Уровень мотивации во многом определяется неявными внутренними установками сотрудников, ситуационными факторами и изменениями элементов организационной системы, что предполагает наличие у руководителей навыков управления мотивацией работников в различных условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.