Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Личность в деловом общении




Еще в глубокой древности мыслителями прошлого подмечено, что индивидуальные особенности человеческой психики существенным образом связаны с межличностными отношениями, деловым общением, что обусловлено не только генетическими, но и социокультурными влияниями.

Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличии существенных различий в их психической структуре. Ход мыслей человека, его поведение зависит от целого ряда врожденных и приобретенных личностных черт, таких как инстинкты, способности, его темперамент, мотивы, установки и т.д.

Описать структуру личности, раскрыть закономерности ее формирования и функционирования, пытались многие исследователи. Например, теории Кречмера и Шелдона раскрывают связь между особенностями характера и физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление различных элементов, уровней психической структуры. Сюда можно отнести психоанализ Фрейда и аналитическую психологию Юнга. Представители феноменологического и когнитивного направлений поставили вопрос о роли самоактуализации, когнитивных процессов в эволюции психики индивидов, о возможностях прогнозирования жизненных ситуаций с помощью «личностных конструктов».

Модель психической структуры личности сложилась у Зигмунда Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. По Фрейду, структура психики состоит как – бы из трех уровней. Самый нижний уровень – половая энергия, которую он называл «либидо», или «оно». Второй уровень – это наше сознание, индивидуальный опыт, наше «Я» и третий уровень – это запреты и индивидом, «сверх – Я». Суть этой схемы в том, что половая энергия постоянно стремится к самореализации, но на ее пути встает наше «Я» и «сверх–Я». Таким образом Фрейд подошел вплотную к очень интересному механизму – точнее, к целой группе психологических механизмов, подробно разработанных уже после его смерти сестрой Фрейда, Анной и получивших название бессознательных механизмов психологической защиты.

Согласно классической схеме психоанализа, «оно» – это кипящий котел, причем герметически закрытый. Как снять излишнее напряжение? Выхода два: или утолстить стенки, этот принцип Фрейд назвал вытеснением, либо открыть клапан, выпустить энергию, направить ее в приемлемое для общества русло, например, самореализуясь в художественном творчестве. Это типичное для человеческого поведения явление Фрейд назвал сублимацией. В ее существовании не приходится сомневаться: достаточно вспомнить веселую комедию «Укрощение строптивого», где главный герой Эдуардо Челентано колол дрова, тем самым «канализируя» накопившуюся сексуальную энергию в приемлемые для общества формы.

На основе вытеснения и сублимации и формируются бессознательные механизмы психологической защиты. Почему они так называются? Дело в том, что любой человек неосознанно стремится сохранить высокую самооценку, но делает он это по–разному. Сколько этих механизмов – ученые психологи спорят до сих пор. Одни говорят восемь, другие – десять, третьи – шесть, но само существование этих механизмов общепризнано. Их надо знать и учитывать в деловом общении. Более подробно об отрицании, рационализации, проекции, идентификации и т.д. Вы можете узнать об этом на страницах компьютерного обучающего пособия.

А мы вкратце рассмотрим вклад швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга, сделавшего, в рамках так называемой аналитической психологии следующий логический шаг от логического самоанализа к созерцательному самовосприятию, от личностного – к коллективному бессознательному. Оно состоит из первобытных образов, которые Юнг назвал архетипами, т.е. прототипами или моделями эмоциональных реакций. Это мощные первичные психические образы, врожденные идей, предрасполагающие всех людей данного этнического социума изначально воспринимать, переживать и реагировать на события вполне определенным образом. Иными словами, это как бы априорные организаторы нашего опыта, побуждающие людей в каждой конкретной жизненной ситуации, например, в случае рождения ребенка, использовать конкретные типы деятельности. Юнг предполагал, что архетипические образы обнаруживаются в творениях культуры, составляют содержание символов, присущих живописи, мифологии и религии. Не менее популярна разработанная им типология характеров, в частности деление людей на экстравертов и интровертов, с преобладанием рационального (чувства либо мышление), либо иррационального (ощущения либо интуиция) отношения к действительности. Подробнее об этом можно узнать в соответствующей главе базового учебника.

Основоположник гуманистического подхода, Карл Роджерс, явно недооценил определяющую роль внешней среды в формировании человека. Поведение индивида обусловлено, в первую очередь, его субъективным восприятием окружающей действительности, содержанием его «Я».

Здесь важно уточнить, что же такое наше «Я» с точки зрения делового общения? Это самосознание личности, которое формируется на основе языка и мышления в процессе общения с другими людьми. С исторической точки зрения «Я» возникло не очень давно, ему предшествовало «мы», родовое сознание. Но что особенно важно помнить, каждый из нас формирует свое «Я» по тому, как к нам относятся другие люди. Когда нас встречают приветливо, у нас поднимается настроение, когда нами не довольны, наша самооценка невольно снижается. Источники формирования «Я», положительной самооценки, могут быть самыми разнообразными, они подробно описаны в базовом учебнике. Среди них особо следует отметить такой способ как отождествление себя с иной, сильной личностью. Ею может быть Бог или Вождь. Корни защитного психологического механизма, получившего название «стокгольмский синдром», подробно описаны Зигмундом Фрейдом. Они кроются в бессознательном отождествлении себя с Отцом, возвращению к детскому мироощущению. При этом человек бессознательно рассчитывает на поддержку того, с кем он себя отождествляет и кого искренне и фанатично любит.

Карлом Роджерсом специально исследуется вопрос о содержании «Я» в единстве двух его сторон, реального и идеального «Я». Уточняя взгляды ученого, современная наука о деловом общении считает, что у психически нормального человека имеется, по крайней мере, три «Я»: это то, что мы о себе думаем; «Я»–образ; то, что мы из себя представляем на самом деле, реальное «Я» и, наконец, имидж. «Я»–образ лучше реального «Я», поскольку мы всегда оцениваем себя весьма благожелательно, лучше, чем мы есть на самом деле. Имидж имеет особое значения для политиков, актеров. Руководителям тоже очень важно не «быть», но «казаться» обладающими всеми лучшими общечеловеческими и профессиональными качествами.

Реальное «Я», напомню, зачастую не осознается и в целях его оценки нельзя задавать человеку вопрос «в лоб» – такой вопрос повлечет за собой ответ с позиции «Я»–образа или имиджа. Реальное «Я» измеряется только с помощью косвенных и прожективных вопросов, по типу «что было бы, если бы...» и так далее. Мы надеемся, что данное пособие поможет Вам уточнить свое реальное «Я», что крайне необходимо для успешного делового общения.

Основным мотивом поведения личности Карл Роджерс считал стремление к самоактуализации, понимаемой как сознательная заинтересованность индивида в полноценной жизни на основе открытости, доверия, творчества. В этой связи возможны четыре базовые установки нашего «Я», подробно рассмотренные в КОПР.

Джордж Келли, подобно Роджерсу, исходной методологической предпосылкой считает сознание индивида, но трактует его прежде всего в познавательном аспекте. В рамках когнитивного подхода сознание трактуется как некая совокупность личностных конструктов, т.е. социальных стереотипов, предопределяющих восприятие нами окружающей действительности.

Социальные стереотипы – это неосознаваемые индивидом матрицы поведения в обществе. У каждого из нас есть свой набор этих образцов поведения, определяющих отношение к наиболее часто повторяющимся ситуациям. Это как бы стандартные поведенческие реакции.

Келли предложил свою типологию конструктов, в том числе этнических и профессиональных, шаблонных и упредительных, общих и частных и т.д. Если данный конструкт помогает прогнозировать жизненные ситуации, то он сохраняется. В противном случае он либо пересматривается, либо отбрасывается.

В чем их особенности? Во–первых, они не осознаются индивидом. Во–вторых, чем выше образование, тем этих стереотипов больше.

Заслуга стереотипов в том, что они очень экономят нам мышление за счет формализации общения, иначе пришлось бы каждый раз вступать в одни и те же социальные отношения, что называется с «чистого листа».

Но в тоже время иные конструкты мешают деловому общению: ведь не зря говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Если уточнить, то встречают именно по стереотипу и если Вам надо наладить неформальные отношения с интересующим Вас человеком, то Вы должны уметь «ломать» определенные стереотипы в процессе делового общения. Как это сделать? Как сделать, чтобы в Вас видели личность, а не должность? Вот два приема на Ваше усмотрение: первый прием можно условно назвать «ищите хобби». В этом случае необходимо найти общий интерес, помимо работы, с тем, с кем Вы хотите наладить контакт. Второй прием – попытайтесь выдать свой интерес за интерес партнера по общению. Как это делается, очень подробно прописано у Дейла Карнеги.

Ограниченность личностного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки навязываемой им информации о целом ряде социальных явлений, создает возможность манипулирования социальными конструктами. То как бы способ воздействия на человека помимо его воли и приемы этого манипулирования нужно знать, чтобы самому на них не попасться и самому успешно использовать их в процессе делового общения

Среди часто используемых в рамках нейро–лингвистического программирования приемов можно назвать такие как навешивание ярлыков, апелляция к большинству, перенос, простонародность и т.д. подробно описаны в данном КОПР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.