Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства языка и речи

Свойства языка и речи

Самое краткое определение речи звучит так: «Речь – это язык в действии». Это означает, что речь и язык – явления взаимосвязанные, но отнюдь не тождественные. Хотя следует заметить, что в обиходно-бытовом (и не только) общении эти слова нередко употребляются как синонимичные. Так, характеризуя человека с неразвитой, невыразительной, неграмотной речью, мы можем сказать: «У него плохой язык». Но с научной точки зрения, между языком и речью с уществуют принципиальные различия. Эти различия в закреплены терминами свойства языка и свойства речи.

Сопоставление качественных характеристик (свойств) языка и речи представлено в табл. 1.8.

Таблица 1.8

Основные характеристики языка Содержание характеристик Основные характеристики речи Содержание характеристик
       
Потенциальный Скрытое, без внешних проявлений существование и при этом способность материализовться в речи при определённых условиях Актуальная Важность и/или необходимость в данной коммуникативной ситуации
Инвариантный Независимость от внешних условий и преобразований,а также от выражаемого им содержания Вариативная Множественность речевых возможностей для выражения одного и того же содержания, обусловленная как потенциалом языковой системы, так и индивидуальными особенностями субъекта речи
Объективный Существование независимо от сознания, желания, воли людей   Субъективная 1) Наличие субъекта речи (автора). 2)Возможная предвзятость, пристрастность в отношении как к содержанию, так и к адресату речи
Статичный Относительная неизменность; внешняя неподвижность;равновесность   Динамичная Способность к развитию, видоизменению
Многомерный: горизонтальный, вертикальный, предложение слово морфема фонема Линейная Последовательное «горизонтальное» сцепление единиц языка во времени и пространстве
виртуальный Изначальное несуществование в реальности и возможность материального проявления в речи при определённых условиях      
       

 

Окончание табл. 1.8
       
Абстрактный 1)умозрительность, ма-териальная непроявленность; 2) содержательно-ситуативная отвлеченность Материальная Акустическая или визуальная проявленность
Конкретная Предметность, веществен-ность, реальное существование
Не зависим от ситуации Постоянство, неизменность языка (его «одинаковость») в любой коммуникативной ситуации Ситуативно обусловлена Её содержание и форма определяется структурой коммуникативной ситуации: взаимодействующими субъектами, условиями взаимодействия и т. д.  

 

Внимательное, рефлексивное изучение свойств языка и речи, их функций позволит аргументированно ответить на поставленные в начале лекции вопросы: как возник язык? для чего даны язык и речь? как мы должны относиться к родному языку? что в нем необходимо в первую очередь познавать?

 

► Сопоставив качества языка и речи, определите, на чем базируются их принципиальные отличия.

► В связи с этим подберите глаголы, называющие действия человека, направленные на язык, а затем его действия, направленные на язык

 

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002 Гл.1. Из истории русского языка;
Гл. 2. § 2.1. Язык – знаковая система.  
2. Введенская Л.А., 1997 Гл. Язык: функции, элементы, уровни;
Язык – речь – речевая деятельность.  
3. Ипполитова Н.А. Введение. Стилистическая окраска текста;
  § 1. § 2. Язык; Речь.  
4. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: свойства и функции языка; свойства и функции речи»

 

ЛЕКЦИЯ № 2

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

План лекции

2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека

2.2. Структура речевой деятельности

2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности

2.4. Речевое взаимодействие

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции языка и речи | Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.