Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные признаки письма




Свойства письма Сущность свойств
Опосредованность общения Субъект речи (автор) не видит адресата в момент чтения текста и поэтому не имеет возможности наблюдать за его реакцией
Подготовленность речи Автор имеет возможность неоднократно изменять, редактировать текст
Графическое оформление речи Автор может использовать не только языковые единицы (слова, предложения), но и знаки препинания, графические обозначения, шрифтовые выделения
Оформленность смысловых блоков Автор, как правило, использует логически правильное, последовательное абзацное членение текста, а при необходимости и другие способы рубрикации
Зрительное восприятие речи адресатом Читатель имеет возможность неоднократно перечитывать текст, вдумываясь как в значение слов и выражений, так и в общее информативное содержание текста

 

IV. Чтение. Это сложный процесс опосредованного общения читателя с автором «во времени и в пространстве». Качество чтения определяется способностью распознавать чужую мысль, взаимодействовать с ней, в связи с чем выделяют два вида чтения.

Ознакомительное чтение – беглое, фрагментарное прочтение текста для установления в самом общем виде его содержания и адресованности. В первую очередь просматривают название текста, фамилии авторов, выходные данные, аннотацию, оглавление, список литературы, иллюстрации. В текстах небольшого объема, например в статье, обращают на себя внимание несущие основную информацию ключевые слова, первые и заключительные предложения. В большинстве случаев ознакомительно читаются, например, сборники статей, а также газеты и журналы.

Изучающее чтение предполагает глубокое, целенаправленное осмысление содержание текста. Правда, на первом этапе изучающее чтение включает в себя приемы, характерные и для ознакомительного чтения, однако на втором этапе «подключаются»:

 

· умение выявлять скрытые вопросы в тексте и в нем же искать ответы на них;

· умение выделять в тексте главное, или неизвестное, или непонятное;

· способность сознавать взаимосвязь между фактами, систематизировать информацию, определять её ценность (см. в связи с этим алгоритм любого способа речевой деятельности).

Изучающее чтение включает в себя и третий этап, на котором читающий должен проверить себя: удалось ли ему сформулировать основную мысль произведения и выделить главную по цели информацию, понять последовательность изложения и выбрать из текста нужную информацию. Изучающее чтение особенно необходимо при написании любой учебной или научной работы, при подготовке к сдаче экзамена или зачёта.

Соотношение коммуникативных способностей человека – способов речевой деятельности – по частоте использования представлено на рис. 2.3:

 

· слушание – 45 %

· говорение – 30 %

· чтение – 16 %

· письмо – 9 %

Рис. 2.3. Коммуникативные способности человека в общей структуре речевой деятельности

Из рис. 2.3 следует, что письменная речь (письмо + чтение) в речевой деятельности человека занимает всего лишь 25 %. Однако именно графически закрепленные тексты – учебники, стихи, статьи, документы и т. п. – играют основную роль в развитии духовной культуры человека: они обеспечивают передачу знаний, опыта, формируют общественное и национальное сознание, закрепляют нормы отношений в стране.

Алгоритм любого способа речевой деятельности (мыслительной деятельности) одинаков (рис. 2.4):

 

Целевой прием информации Целевая переработка информации   Целевое формирование новой информации

 

Рис. 2.4. Алгоритм способа речевой деятельности

Далее рассмотрим подробнее второй и третий этапы речевой деятельности.

Целевая переработка информации предполагает:

· сопоставление новой информации и уже имеющейся: определение общего и различного сегмента;

· выделение главной по цели информации;

· систематизацию информации (её иерархизацию).

Целевое формирование новой информации включает в себя:

· выработку собственной точки зрения на «обработанную» информацию;

· оформление доказательств, аргументации собственной точки зрения.

Целью и результатом речевой деятельности является текст – обладающая смысловой целостностью, связностью и завершенностью последовательность языковых единиц. (Подробную характеристику текста см. в лекции № 3).

 

► Исследуйте по алгоритму уровень развития Вашей способности слушать или читать. Какой этап алгоритма, с Вашей точки зрения, является основным, определяющим качество реализации остальных?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.