Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства речевого этикета

Речевой этикет

Правила речевого поведения находят свое реальное воплощение в современном речевом этикете, который предписывает конкретные формы поведения с учетом соблюдения этических и коммуникативных норм в типичных ситуация общения.

Само слово этикет французского происхождения, и изначально оно обозначало колышек, к которому прикреплялась бумажка с названием товара, позже – саму бумажку с надписью. Сейчас слово имеет несколько значений: надпись, этикетка, ярлык и церемониал (собственно этикет). Под термином этикет понимается совокупность правил поведения человека, в которых выражается внешняя сторона общения.

Что же такое речевой этикет? Существует широкое и узкое понимание этого термина. В узком смысле речевой этикет – это сумма устойчивых формул вежливого общения. Основная функция речевого этикета – контактоустанавливающая ( или фатическая ), поскольку этикетные формы помогают наладить взаимоотношения с собеседником, гармонизировать общение. В широком смысле речевой этикет – социально заданные правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества.

По сути, это особая (игровая) форма поведения человека при общении с окружающими, в рамках которой участники речевого взаимодействия ведут себя в соответствии со своим социальным статусом. По этикетным формулировкам и сопровождающим их действиям мы получаем информацию об участниках речевого взаимодействия по линиям: свой/чужой, знакомый/незнакомый, старший/младший, вышестоящий/нижестоящий и др. В то же время главным в этикетных ситуациях является вовсе не подчеркивание иерархии в отношениях, а взаимное уважение. Недаром одним из главных принципов этики взаимодействия является принцип паритетности, предполагающий равенство и равноправие всех участников общения. Основные свойства речевого этикета, а также некоторые этикетные жанры представлены в табл. 6.6 и 6.7.

Таблица 6.6

Свойство речевого этикета Сущность свойства
Знаковая сущность Это система условных символов, знаков, о которых люди как бы негласно договорились. Эти знаки создают благоприятные условия для взаимодействия, играя роль своеобразного пароля в общении: если ты знаешь этот «пароль», тебя воспринимают как «своего», если не знаешь – ты «чужак»
Национальная специфика Каждой нацией, народом создана своя уникальная система правил речевого поведения. Поэтому взаимодействие с представителем другой национальности требует внимательного знакомства с его национальными традициями; в противном случае могут возникнуть социально-культурные барьеры в общении
Ситуативность Этикетные ситуации, возникшие в силу повторяемости и стереотипности, требуют выполнения определенных этикетных действий; для каждой ситуации (этикетного жанра) характерен ряд синонимических формул, а выбор конкретной формулы определяется сферой общения, особенностями ситуации, личными отношениями общающихся и пр.
Устойчивость/ историческая изменчивость Базовая часть этикетных правил и речевых формулировок относительно постоянна, так как обусловлена морально-нравственными ценностями социума. Однако общество с течением времени (со сменой исторических эпох) меняется, и этикетные правила тоже могут трансформироваться  

 

Таблица 6.7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия коммуникативного успеха | Основные этикетные жанры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.