Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика публицистического стиля




ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

План лекции

9.1. Общая характеристика публицистического стиля

9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства ихвоплощения

9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия

9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления

9.5. Логические основы речи. Аргументация

9.6. Взаимодействие оратора и аудитории

9.7. Виды дискуссионной речи

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете.

Основными функциями публицистического стиля (публицистики[20]) являются информирование (сообщение) и воздействие, причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. Таким образом, информация, содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:

· как правило, злободневность и актуальность проблематики;

· разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.;

· предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны);

· стилистическая неоднородность речевого (о чём подробнее будет сказано в § 9.2 данной лекции) и визуального оформления.

Не менее важна для публицистики и функция воздействия (волюнтативная ). Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но и надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. Наряду с информацией фактологического плана, публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики (см. табл. 9.2) система аргументов, логических суждений является обязательной. Следует отметить также, что воздействовать в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д.

Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда.

Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов.

Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе. В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни.

Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками).

Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика. Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.

 

►Какие виды и формы публицистики Вам лучше всего знакомы? Какие теле- и радиопрограммы Вы предпочитаете?

►Что Вы читаете из современной прессы?

►Считаете ли Вы, что в век Интернета печатные СМИ не нужны? Аргументируйте свою точку зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.