Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические проблемы транспортно-дорожного комплекса и пути их решения

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование ин­фраструктуры на окружающую природную среду сопровождается значитель­ным загрязнением окружающей среды. В качестве основных видов воздейст­вия транспортно-дорожного комплекса России (ТДК России) можно отметить загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами отрабо­танных газов транспортных двигателей, выбросы в атмосферный воздух ста­ционарных источников загрязнения, загрязнение водных объектов, образова­ние производственных отходов и воздействие транспортного шума.

С транспортно-дорожным комплексом связаны газообразные, жидкие и твердые отходы, которые поступают в атмосферу, поверхностные водоемы и подземные воды, почвы, морские воды. В результате сжигания органическо­го топлива в двигателях транспортных средств в атмосферу поступает около 200 загрязняющих вещетсв, в том числе значи­тельное количество углекислого газа, свинца, сажи, углеводородов, оксидов углерода, серы и азота.

По данным Госкомстата РФ, ежегодно около 60 % выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферу приходится на выбросы от транспортных и других передвижных средств, в том числе автомобильных, воздушных, водных и же­лезнодорожных машин. Общий объем выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом в атмосферу РФ со­ставляет примерно 70% от всех видов транспорта, или около 40% общего количества антропогенного загрязнения атмосферы.

Отставание в развитии транспортных систем, их экологической защи­щенности и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках во многом обусловлено отсутствием системы экологической сертификации в нашей стране, необходимой законодательной и нормативной базы, низким экологическим качеством выпускаемой продукции, отсутствием необходи­мых механизмов стимулирования проведения работ по снижению токсично­сти новых и эксплуатируемых автомобилей, включая проведение единой го­сударственной политики в этой области. Наиболее серьезным препятствием к внедрению международных стандартов остается использование свинецсодержащих присадок к моторным топливам, не позволяющих применять каталитические нейтрализаторы.

За последние годы реализация ранее действующей программы исполь­зования газомоторного топлива в России значительно расширилась за счет возможности созданной сети из автомобиль­ных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Основное загрязнение атмосферного воздуха на железных дорогах дают тепловозы. На их долю приходится до 90% выбросов на железнодорожном транспорте. Общий объем выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в РФ со­ставляет около 3 млн. т и 9 % суммарного выброса от передвижных источни­ков загрязнения. Вблизи железнодорожных станций, локомотивных депо отмечается значительное превышение концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

Рассматривая воздействие на окружающую среду отдельных видов авто­транспорта, следует отметить, что определяющая (56%) доля выбросов всех вредных веществ принадлежит грузовым автомобилям. Около 50% соедине­ний свинца в атмосферу от легковых автомобилей и % диоксида азота от грузовых автомобилей.

Основным источником загрязнения при эксплуатации флота являются накопления на пассажирских и грузовых судах хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод. 57% судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, принадлежат коммерческим и частным кампаниям, которые во избе­жание дополнительных расходов не осуществляют сбор и передачу загрязне­ний со своего флота на утилизацию, не проводят работ по оснащению судов необходимым водоохранным оборудованием. На их долю приходится более 50% хозяйственно-бытовых сточных вод, нефтесодержащих вод, сухого му­сора и отходов, образующихся в процессе эксплуатации речного транспорта.

Большое внимание уделяется улучшению содержания железнодорожных земель и защитных лесонасаждений вдоль линий железных дорог. На землях полосы отвода железных дорог лесоводами транспорта в на­стоящее время создано более 250 тыс. га лесных насаждений, которые защищают железнодорожные пути от снежных и песчаных заносов, пыльных бурь, снижают загрязнение прилегающих к железнодорожным линиям сельскохозяйственных земель и способствуют ус­тойчивым урожаям, а также улучшают культурно-бытовые и санитарно-гигиенические условия пассажиров железнодорожного транспорта, труда и быта железнодорожников.

Потоки автомобильного транспорта являются основным источником шума в городах любой величины. Они не только создают до 80% всех зон аку­стического дискомфорта городов, но и определяют максимальное превыше­ние уровней шума над нормативным. Это связано главным образом с тем, что транспортные магистрали проходят в непосредственной близости от жи­лой застройки. В настоящее время уровни шума на городских улицах составляют 65— 85 дБ, причем наиболее характерными являются уровни 70—75 дБ (при нор­ме менее 70 дБ). Автотранспортные потоки создают дискомфортные условия проживания в среднем для 30% городского населения страны.

Практически все виды техногенного воздействия ТДК на окружающую среду в настоящее время эффективно не регулируются. Отсутствуют гаран­тии заводов-изготовителей на стабильность экологических характеристик транспортной техники при эксплуатации.

Видно, что транспортно-дорожный комплекс имеет определяющий вклад в загрязнение атмосферного воздуха России (более половины всех вы­бросов в России от стационарных и передвижных источников выброса).

Особенно существенная его доля по выбросам оксида углерода и углеводородов (3/4 выбросов этих веществ в Рос­сийской Федерации). Вклад транспортно-дорожного комплекса в загрязне­ние водных объектов России незначителен.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологические проблемы машиностроительной отрасли и пути их решения | Экологические проблемы жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.