Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Социальная политика и права человека

Социальная политика и права человека

1. Декларация прав человека

2. Развитие концепций прав человека

3. Обязанности конституционного государства (в социальной политике).

«Всеобщая декларация прав человека» - международный документ о правах человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. В основном это документ рекомендательный, именно это позволило впервые объединить в международном документе как гражданские и политические, так и социальные, экономические, культурные права и свободы. Статьи Декларации были обширно использованы при подготовке текста Конституции российской Федерации 1993г.

В Декларации получила признание идея взаимозависимости трех поколений прав человека, из которых первое поколение, включающее «права, сформулированные в отрицательной форме», представляет собой гражданские и политические права, провозглашенные в ст.2-21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы.

Второе поколение включает в себя так называемые «права, сформулированные в положительной форме» (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в статьях 22-27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни.

Третье поколение включает в себя «коллективные» права, вскользь упоминаемые в ст.28 Декларации, которая гласит, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены». Провозглашение права на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей и равноправное участие в производстве и распределении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально-политического сознания и экономического развития прежде всего в промышленно развитых странах. Тот факт, что основная масса людей в развивающихся странах живет в нищете и подвергается эксплуатации, обусловливает коллективное восприятие права на социальное и экономическое развитие, которое должно осуществляться не на уровне отдельного человека, а на национальном и региональном уровнях на основе системы международной солидарности, главной целью которой является развитие.

Статьи (22-27) Всеобщей декларации прав человека, направленные на обеспечение социальной справедливости

Статья 22. Каждый человек, как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира. 3.Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27. 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, авторами которых он является.

Статья 28. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

2. Билль о правах человека включает, помимо Всеобщей Декларации, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Их принятие было продиктовано необходимостью дополнить нормы Декларации, которые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случаях их нарушения.

В 53-х статьях Международного пакта о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулирована не только целая гамма прав человека, но и механизм их реализации на международном уровне и в масштабах отдельных стран. В этом пакте закреплены следующие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст.6.), право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9), право на свободное передвижение и выбор места жительства (ст.12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциации, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21. 22), право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), права меньшинств на защиту (ст.27) и другие права.

О важности Международных пактов говорит и тот факт, что на состояние на 1 сентября 1997г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицировали или присоединились к нему136 государств. Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 138 государств, а первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических нравах ратифицировали или присоединились к нему 92 государства.

Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин (1979г.), Конвенция против попыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей (1990г.)

После принятия Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966г.) еще до вступления их в силу в 1976 г., пяти конвенций ООН по защите конкретных прав ее специализированные организации развернули значительную работу по информированию государственных деятелей, широкой общественности о важности норм и стандартов прав человека, изложенных в этих нормах.

Важная роль также отводится Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969г. генеральной ассамблеей ООН. В ней получили дальнейшее развитие и углубление многие нормы прав человека, изложенные в пактах. В этой Декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней были изложены основные направления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса и развития как составной части общего пропорционального развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государств плановому региональному развитию.

В последующие годы после принятия международных пактов, Декларации социального прогресса и развития были проведены многочисленные интернациональные акции, цель которых – решение конкретных задач социальной политики. Среди них: Международные конвенции по проблемам народонаселения и развития (1974, 1994 гг.); Международного года женщины и Десятилетия женщины ООН: Равенство, Развитие, Мир (1976-1985гг.) и соответствующих конференций (1975, 1980 и 1985гг.); Всемирной конференции по вопросам занятости (1976 г.); Международного десятилетия инвалидов ООН (1983-1992 гг.); Всемирной ассамблеи по проблемам старения (1982 г.); Международного года молодежи (1985 г.) Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (1987 г.); Международного года обеспечения жильем бездомного населения (1987 г.) и ряд других встреч и совещаний.

Рубежным этапом в защите прав человека в контексте соблюдения международных норм и стандартов стала ратификация беспрецедентно большим количеством стран международных пактов и вступление их в силу в 1976 г. Последующее десятилетие ООН приняла важные документы, которых был сделан акцепт на социальное развитие. Так, в декабре 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие и резолюцию «Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Важное значение для понимания роли социальной политики в защите прав человека стало проведение в сентябре 1997 г. (Вена) Межрегионального консультативного совещания по политике и программ социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На совещании состоялся обмен профессиональным опытом на глобальном уровне в области социальной политики, социального развития и социального обеспечения.

В результате всесторонней и конструктивной дискуссии на основе консенсуса были приняты «Руководящие принципы» политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

Участники этого совещания акцентировали внимание на повышение роли социальной политики в решении жизненных проблем мирового сообщества. При этом подчеркивалась мысль о том, что социальная политика должна быть достаточно гибкой, чтобы ее применять для решения возникающих новых проблем, Чтобы она могла стать средством, содействующим развитию, а не барьером на его пути.

Большое значение имеет и Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (Копенгаген). Эта встреча готовилась три года; делегации многих стран возглавили президенты, вице-президенты, премьер-министры, и другие государственные деятели высокого ранга.

Участники встречи не могли обойти стороной сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного мира. С одной – несомненные достижения науки и техники, с другой стороны, - их плодами пользуется только 1 из почти 6 млрд населения мира; 1,3 млрд человека живут за чертой бедности; 1,5 млрд человек не имеют возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью; свыше 900 млн человек неграмотны и 100 млн детей не посещают школу.

Внешняя задолженность развивающихся стран, включая страны Восточной Европы, составляет 1,3 трлн долл., на облуживание которых ежегодно тратятся десятки и сотни миллиардов долларов.

В таких условиях, когда усиливается маргинализация целых стран народов, растет разрыв между богатыми и бедными, на первый план выдвинулись вопросы бедности, социальной разобщенности и продуктивной занятости.

В принятой на этой Встрече Копенгагенской декларации о социальном развитии Программе действий были сформулированы приоритетные цели социального развития: обеспечение социальной защиты инвалида, содействие социальной интеграции и поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интеграции и созданием продуктивной занятости. Занятость представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица – это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

Соблюдением прав человека, развитием социальной политики занимаются многие международные организации. Так система ООН включает целый ряд специализированный международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных заниматься конкретными социальными проблемами.

Так, МОТ функционирует с 1919 г., и за это время его нормотворческая деятельность в сфере социально-трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыграли важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Но неслучайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмечено, что МОТ «оказала влияние на законодательство всех стран».

Права человека в области образования, науки, культуры и информации формирует на глобальном уровне ЮНЕСКО. За более чем 50-летний период деятельности эта организация при самом активном участии ведущих ученых и специалистов разработала и приняла ряд принципиально важных деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и прогресса.

Наряду с конвенциями и декларациями всемирного масштаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека. Следует назвать Хартию Организации африканского единства (1963 г.), Африканскую Хартию прав человека и народов (1981г.), Африканскую комиссию по правам человека и народов, Устав Организации американских государств – Американскую декларацию прав и обязанностей человека (1948г.), Американскую конвенцию о правах человека (1969г.), Межамериканскую комиссию по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Европейскую социальную хартию (1961г.), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.), Европейский суд защиты прав человека, Конвенцию Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (1995г.), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994г.).

В ООН функционируют два контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные). Институциональными структурами, т.е. постоянными институтами ООН, является Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993г. – Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав человека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере, в соответствии с принятыми международными актами наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обеспечивают такие механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООН является Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров.

В системе ООН за последнее время сформировался механизм и технология контроля за соблюдением положений международных договоров по правам человека, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (1982г.) касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С1984г. проводятся совещания представителей органов, которым поручено рассмотрение докладов государств – участников международных договоров, которые эти государства должны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

Восьмое Совещание представителей договорных организаций состоялось в сентябре 1997г. (Женева). В его работе приняли участие представители многих стран – участников международных договоров, руководители и сотрудники органов специализированных организаций ООН: Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНИДС), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФА), УВКБ, МОТ, ВОЗ.

Участники этого совещания рассмотрели Доклад Генерального секретаря ООН о совершенствовании функционирования договорных органов по правам человека, заслушали выступления Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон, председателя Комиссии по правам человека и других официальных лиц, органов и организаций системы ООН.

Анализ реализации интернациональных договоров по правам человека показывает, что на международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандартов прав человека. Этому способствовал тот факт, что, благодаря принятым международным договорам по правам человека, в международном праве восторжествовал принцип уважения прав человека, что, в свою очередь, внесло изменение в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.

При всей важности соблюдения прав человека на международном уровне следует иметь в виду, что решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, практика. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций; Конституция 1993г. признаёт примат международного права в международных делах. Российская Федерация после вступления в совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа – Европейскую конвенцию о правах основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило России стать полноправным членом Совета Европы. Однако предстоит большая работа для того, чтобы высокие международные стандарты сделать нормами повседневной жизни.

 

3. Конституционные обязанности государства в СП – обязательства государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в основном законе государства – Конституции.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют равные права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Конституция РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в т.ч. в социальной сфере. Особое значение имеет ст.7, которая гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Такая характеристика раскрывает основы конституционного строя РФ по целевой направленности СП. В ст.7 также закреплены гарантии охраны труда, здоровья людей, минимума размера оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий. Эти общие положения раскрыты в статьях 37-43.

В ст.37 дано толкование гарантий на труд. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Гарантированы безопасность и гигиена труда, защита от безработицы, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Запрещена какая бы то ни была дискриминация в области оплаты труда. Признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в т.ч. в форме забастовки, трудовые споры. Установлены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В ст.38 определены права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также установлена обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статьей 39 гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Провозглашает установление законом государственных пенсий и соц. пособий.

Статья 40. Раскрывает права на жилище.

Статья 41 посвящена правам на охрану здоровья и мед. помощь. В ней определена дифференциация систем здравоохранения на государственную, муниципальную и частную. Декларировано поощрительное отношение в стране к развитию физической культуры, спорту, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья 42 посвящена праву на охрану окружающей среды.

Статья 43 гарантирует гражданам право на образование и дифференцирует условия получения различных образовательных уровней; устанавливает обязанности родителей в отношении обеспечения ими получения их детьми основного общего образования; провозглашает установление федеральных государственных образовательных стандартов.

Статья 44 раскрывает права в области культуры.

 

 

Вопросы к семинару по теме: «Социальная политика и права человека»

1. Понятие и содержание прав человека

2. Развитие концепций прав человека

3. Обязанности конституционного государства (в социальной политике).

4. Нормативно-правовые акты по социальному обслуживанию различных категорий населения. (Доклад)

5. Законодательные акты в социальной сфере субъектов Федерации.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека. 1948г.

2. Конституция Российской Федерации

3. Декларация о правах инвалидов. 1971г.

4. Конвенция о правах ребенка. 1989 г.

5. Права человека и работа в социальной сфере. ООН.- Нью-Йорк, Женева. 1995.

6. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова.- М., 2002.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности внедрения и эксплуатации САПР | Акты правительства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.