Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурная теория памяти Д.Норман и Н.Во

Первая современная структурная теория двойственности памяти, которая послужила отправной точкой для многих современных теорий, была разработана Норманом и Во. Здесь деление памяти на первичную и вторичную было с некоторыми вольностями позаимствовано у Уильяма Джемса; и эта модель спровоцировала появление метафоры "ящиков в голове", которая быстро распространилась в литературе по когнитивной психологии.

Во и Норман сделали то, чего так и не попытался сделать Джемс: они дали количественную оценку свойствам первичной памяти (ПП). По их мнению, система краткого хранения обладает весьма ограниченным объемом, и информация в ней теряется не просто в зависимости от времени, но и за счет вытеснения "старых" элементов новыми. ПП можно представить в виде хранилища с вертикальной картотекой, в ячейках которой размещается информация, а если все ячейки уже заняты, то она вытесняет какой-нибудь элемент и занимает его ячейку.

Они также представили данные о том, что на забывание в КП больше влияет интерференция, чем затухание.

Выделение первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной, отражающее весь опыт) памяти, предполагает, что вся информация, идущая из вне, проходит через КП и либо выталкивается либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция выполняющая три функции:

1. Сопротивление угасанию следов в КП,

2. Предохранение материала от выталкивания,

3. Перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Эксперимент «метод зонда». Цель — изучение интерферирующего воздействия последующей информации на материал, уже находящийся в КП.

Во и Норман проследили судьбу элементов памяти при помощи списков из шестнадцати цифр, которые зачитывали испытуемому со скоростью одна цифра в секунду или четыре цифры в секунду. В их эксперименте давался список из 16 цифр - пробная цифра - звучит сигнал, надо назвать ту цифру, которая встречается после первого появления пробной цифры. Например, 26 цифр, и 16-я является зондом. Шестнадцатая (или "пробная") цифра была повторной, т.е. она уже появлялась на позиции 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13 или 14. Пробная цифра сопровождалась звуковым сигналом; этот сигнал был командой испытуемому воспроизвести ту цифру, которая следовала за пробной, когда пробная называлась в первый раз. Поскольку испытуемые не знали, какая из цифр станет пробной, они не могли просто сосредоточиться на какой-то одной и повторять ее. Испытуемый должен вспомнить цифру, которая следовала за первым появлением цифры-зонда. Типичная последовательность цифр выглядела так:

7 Þ 9 Þ 5 Þ 1 Þ 2 Þ 9 Þ 3 Þ 8 Þ 5 Þ 4 Þ 6 Þ 3 Þ 7 Þ 6 Þ 0 Þ 8 Þзвуковой сигнал. Ответ: 5.

В приведенном случае 5 - цифра, следующая за первым предъявлением цифры 8.

Выяснялась зависимость среднего процента правильных ответов от числа цифр между первым предъявлением цифры и зондом. Также учитывали скорость предъявления.

Ось Y - % верных ответов, Х - кол-во элементов. Получили, что число верных воспроизведений снижается по мере увеличения числа промежуточных цифр.

Предъявление с интервалом 1сек и 1/4 сек имело целью определить, является ли забывание функцией затухания (т.е. происходит ли оно с течением времени) или функцией интерференции внутри КП. Это обусловливалось предположением, что забывание в кратковременной памяти связано, с тем, что чем больше времени, тем больше вероятность, что будет получен новый интерферирующий элемент. Если бы забывание определялось затуханием, то можно было бы ожидать, что при меньшем темпе предъявления правильных ответов будет меньше; если же забывание — результат интерференции, то качество ответов не будет зависеть от темпа предъявления. Одно и то же количество информации предъявлялось в разном темпе, т.к. Во и Норман полагали, что процесс затухания идет с одинаковой скоростью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лобная кора и оперативная память приматов | Методика Сперлинга частичного отчета с задержкой и без задержки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.