Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 20. Мозговая организация памяти

Резюме:.

Основная литература к главе 19

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002

 

Запоминание осуществляется двумя способами — процедурным и декларативным. Процедурное запоминание связано с получением и хранением знаний о том, как надо действовать, а декларативное — о том, что составляет основу действия. Классические условные рефлексы — это способы приобретения и закрепления знаний о том, как надо действовать. Процедурная память связана только с теми нервными структурами, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. Познавательные процессы связаны с осознанием действий. Произвольные осознанные действия (в том числе и речь) являются примером приобретения декларативной памяти, которая предполагает участие височных отделов мозга.

Процедурная память – это знание того, как нужно действовать (пример: привыкание и классическое обусловливание). Предполагается, что в ходе эволюции процедурная память развивается раньше, чем декларативная. Она основана на биохимических и биофизических изменениях, происходящих только в тех нервных сетях, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. Она является имплицитной, т.е. неосознанной.

Декларативная память, или память на события и факты, включает запоминание слов, лиц, всех деталей окружающего мира. Это – знание о происходящих вокруг индивида событиях. Она является эксплицитной, или осознанной (ее содержание может быть декларировано), и обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте. Она реализуется с помощью таких структур, как височные доли, таламус, гиппокамп, киппокампальная кора.

Разделение между процедурной и декларативной памятью подтверждается теорией Ж.Пиаже. По нему, ребенок первые два года находится на стадии сенсомоторного интеллекта. Задача этого возраста - научиться пользоваться своим телом: как с помощью рук хватать различные предметы, как координировать работу мышц, необходимых для ползания и ходьбы, как управляться с силой тяжести, как оценивать относительные размеры предметов, расположенных на разном расстоянии, как связать физическую причину (потряхивание рукой) с ее следствием (звуком погремушки). Суждения ребенка о вещах ограничиваются тем, что он может с ними сделать. Люди и предметы не существуют для него сами по себе, независимо от тех сенсомоторных действий, которые он может по отношению к ним выполнить. Это почти точно повторяет описание процедурной памяти. Поскольку до двухлетнего возраста ребенок не может удержать в мыслях образы предметов или событий, появление в этом возрасте декларативной памяти кажется невозможным. Когда двухлетка начинает понимать, что предметы существуют сами по себе, он приходит к логическому заключению о самостоятельности своего собственного существования, к осознанию себя личностью. Дети начинают ходить, могут запоминать предметы, удерживать их в памяти, но продолжают оставаться на дологическом уровне мышления, что позволяет объяснить, почему их декларативная память настолько отличается от памяти взрослого, что ее содержимое в дальнейшем утрачивается.

Амнезия раннего детства (происходит от греч. a - отрицательная частица + mnesis - воспоминание) - феномен онтогенетического развития сознания, который характеризуется отсутствием воспоминаний, связанных с первыми тремя годами жизни человека. В рамках концепции З.Фрейда амнезия раннего детства интерпретировалась как вытеснение сексуальных побуждений в бессознательное. Согласно современным взглядам, обусловлена отсутствием в этом возрасте личностного контекста, за счет которого в дальнейшем возникает возможность категоризации воспоминаний. Литература. Анри В. Вопросник для психологического исследования о первых воспоминаниях детства // Вопросы философии и психологии. 1895, кн. 26, с. 55-56; Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 322-323.

Тульвинг провел эмиссионно-позитнронную томографию при эпизодных и семантических воспоминаниях.

Будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Нейронные модели памяти.

2. Нейронно-структурные модели памяти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формация гиппокампа и амнезия | Метафора карманов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.