Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы семантической организации памяти

Лекция 21. Семантическая организация памяти.

Резюме:.

Марихуана, память и гиппокамп.

Ущерб краткосрочной памяти, наносимый марихуаной, происходит, вероятно, в результате того, что ТНС изменяет путь обработки информации в гиппокампе, области мозга, ответственной за работу памяти. Лабораторные крысы, получавшие THC в пище, демонстрировали такое же ухудшение способностей выполнять задачи, требующие краткосрочной памяти, как и другие подопытные крысы, у которых были удалены нервные клетки гиппокампа. Помимо этого, крысы, находившиеся под воздействием THC, испытывали проблемы с решением задач именно в то время, когда наркотик в наибольшей степени создавал помехи нормальному функционированию клеток гиппокампа.

С возрастом люди теряют нейроны в гиппокампе, что ухудшает их способность вспоминать произошедшие с ними события. Хроническое употребление ТНС способно ускорить связанное с возрастом уменьшение количества нейронов в гиппокампе. Крысы, как и люди, с возрастом тоже теряют нейроны в гиппокампе, которые уменьшают способность помнить события. Хроническое употребление THC может ускорить связанное с возрастом уменьшение нейронов гиппокампа. В одной серии исследований, крысы подвергались воздействию THC ежедневно в течение 8 месяцев (приблизительно 30% от продолжительности их жизни), изучение проводилось в возрасте от 11 до 12 месяцев. Результаты показали, что сокращение числа нервных клеток по сравнению с контрольной группой соответствовало двукратной разнице в возрасте.

Основная литература к главе 20

Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002, с. 174-235

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 346-347

Роуз С. Устройство памяти. М., 1995

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М. Флинта, 1997, с. 143-147

Будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Принципы семантической организации памяти.

2. Теория знакового опосредствования.

3. Приемы мнемотехники.

Семантическая память, как форма долговременной памяти, является обобщенным знанием о мире и о языке. Она характеризуется высочайшей организацией. Это проявляется в способности человека с большой быстротой воспроизводить информацию из семантической памяти: столица Франции, стул есть предмет мебели, коза является четвероногим животным и пр. Были разработаны различные модели семантической памяти.

Кластерная модель

Постулируется, что понятия хранятся систематизировано — в виде кластеров (скоплений сход­ных элементов). Например, воспоминание о конкретной птице, скорее всего, будет храниться вместе с воспоминаниями о других птицах, имя президента — вместе с именами других президентов, название универ­ситета — вместе с названиями других университетов и т.д. В первых экспериментах по организации памяти просто констатировался факт, что понятия собраны в кластеры, и мало интересовались тем, как одни элементы в памяти связаны с другими. Как показывает сво­бодное воспроизведение бессвязных слов, слова, относящиеся к близким категори­ям, воспроизводятся вместе; например: верблюд, осел, лошадь; Джон, Том, Боб; капуста, салат, шпинат. (Основные авто­ры: Бусфилд и Бауэр.)

Бусфилд хотел разработать метод анализа, который позволял бы количественно оценить кластерную организацию. Им стал метод свободного воспроизведения. Предъявлялись списки имен, названий животных, профессий и овощей в случайном порядке. В процессе свободного воспроизведения испытуемые проявили тенденцию к объединению слов в кластеры по их категориальной принадлежности. Так, испытуемому показывают список на вид несвязанных слов, и затем он воспроизводит их в любом порядке. То как происходит воспроизведение, может дать какую-нибудь информацию об организации слов в памяти человека и о характере когнитивной структуры. (Один из способов закоди­ровать больше единиц информации, чем допускается магическим числом Миллера — это связывать их вместе в виде пакетов.) Современное использование метода свободного воспроизведения, как средства выявления основных принципов организации памяти, началось в ряде экспериментов Бусфилда и Седжвика (Bousfield and Sedgewick, 1944; Bousfield, 1951,1953). Показано, что ограничен­ную способность к переработке информа­ции можно преодолеть путем встраивания новой информации в уже развитую сеть предшествующих ассоциаций и структур. При большей упорядоченности структуры более эффективным становится не только хранение информации, но и ее воспроиз­ведение. Хорошо структурированная па­мять позволяет быстро классифицировать поступающую информацию, тогда как пло­хо структурированная может стать при­чиной неверного размещения информации в ее беспорядочном содержимом.

При этом методе испытуемым показывали список из 60 существи­тельных (по 15 в каждой из четырех категорий), а затем они должны были непрерывно давать ассоциации на слова, служившие названиями категорий,— например, птиц (1944). Ответы располагались любопытным обра­зом. Например, при воспроизведении названий птиц испытуемые воспро­изводили названия сходных птиц кластерами. Ответ испытуемого мог звучать так: "ястреб", "орел", "стервятник", а вслед за короткой паузой: "курица", "индюк", "утка" — совсем как если бы испытуемый отыскивал названия в какой-нибудь одной подкатегории класса "птицы" и, исчерпав ее, переходил к другой подкатегории, исчерпывал ее содержание и переходил к следующей и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тета-ритм | Групповая модель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.