Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настроение и память

Слова-ассоциации, события и контекст — это еще не все подсказки для воспроизведе­ния. Минувшие события могли вызвать осо­бенно эмоциональное переживание, которое потом помогает пробуждать ассоциации, свя­занные с этими событиями. Специалист в области когнитивной психологии Г.Бауэр (Bower, 1983) пишет: „Необычное эмо­циональное состояние можно сравнить с по­мещением в библиотеке, где человек остав­ляет записи своих мемуаров. Он может с легкостью возобновить в памяти содержание этих мемуаров, когда вернется в то поме­щение или в то эмоциональное настроение, в котором создавал их". Вещи, которые мы усваиваем, находясь в определенном состо­янии, — то ли в горе, то ли в радости, то ли в трезвом состоянии, то ли в состоянии опья­нения — вспоминаются легче, когда мы вновь переживаем его. Этот феномен назван памятью настроения. То, что усваивается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или депрессии, плохо воспро­изводится в любом состоянии (наркотики и депрессия мешают нормальному процессу кодирования информации). Но когда человек вновь пьянеет или попадает в депрессивное состояние, то память снова возвращается к нему. Человек, который прячет деньги в состоянии опьянения, иногда может забыть, где он их спрятал, и чтобы вспомнить местонахождение, ему нужно снова напиться.

Еще большее влияние оказывает настроение на воспоминания о чем-то, что эмоционально окрашено (Eich, 1995; Ellis & ibrook, 1989; Matt & others, 1992). Так, Айх и Меткалф (1989) обнаружили, что влияние настроения сказывается только тогда, когда испытуемые при заучивании связывали свои воспоминания с информацией о настроении. Таким образом, влияние настроения, как и влияние физического контекста, имеет место лишь в особых ситуациях заучивания.

Исследование Бауэра, Монтейро и Гиллигана (1978) показывает, что эмоциональный контекст может влиять так же, как и физический. Они давали испытуемым инструкцию заучить два списка. Для одного они гипнотически вызывали положительное состояние, заставляя испытуемых рассматривать приятный эпизод из их жизни, а для другого списка они гипнотически вызывали отрицательное состояние, заставляя испытуемых рассматривать травмирующий случай. Последующий тест на вспоминание проводился либо при положительном, либо при отрицательном эмоциональном состоянии (снова вызванном гипнотически). Лучшее вспоминание отмечалось, когда эмоциональное состояние при тестировании совпадало с эмоциональным состоянием при заучивании.

Одним из объяснений этого факта является то, что мы ассоциируем хорошие или плохие события с эмоциями, которые их сопровождают. Соответственно, когда мы чувствуем себя хорошо или плохо, то с большей легкостью вспоминаем хорошие или плохие события нашей жизни. Вот несколько примеров. Когда люди находятся в при­нятом настроении — под воздействием гипноза или просто удачного дня, они обычно видят мир через розовые очки (Forgas & Others, 1984; Schwarz & Others, 1987), считают себя умными и (способными, а жизнь — вообще чудной). А когда из-за плохих событий те же люди находятся в плохом настроении, их воспоминания будут соответствующими. Нас не должен удивлять тот факт, человек в состоянии депрессии вспоминает своих родителей грубыми, виноватыми в их несчастьях, между тем люди, вышедшие из депрессии, описывают своих родителей так же, как и все остальные.

Наши воспоминания окрашиваются нашим настроением. Когда мы в угнетенном состоянии, то и воспоминания у нас крайне негативные, так как в нашей памяти пробуждаются негативные ассоциации, которые используются для объяснения настроения. Когда подростки в плохом настроении, и весь мир, включая родителей, кажется бесчеловечным, а по мере улучшения настроения с родителями происходит метаморфоза — из дьяволов они превращаются в ангелов.

И, наконец, от настроения зависит, насколько внимательны мы к новой информации. Печальные люди часто заняты са­мими собой — они менее внимательны к новой информации и более поглощены сво­ими несчастьями (Salovey & Birnbaum, 1989; Wood & others, 1990). Плохое настро­ение сигнализирует о том, что не все в порядке: люди погружаются в свои непри­ятные размышления, происходит пере­оценка ценностей, а неприятные воспоми­нания, таким образом, не сильно сказы­ваются на насущных проблемах (Hertel, 1994). Состояние эйфории может порож­дать чувства, которые также уводят чело­века от решения насущных проблем (Seibert& Ellis, 1991).

Возможно, более доказанным можно считать влияние того, что называется конгруэнтностью настроения. Речь идет о том факте, что счастливые воспоминания легче извлекать из памяти в счастливом состоянии, а грустные воспоминания — в грустном состоянии. Это является результатом влияния содержания памяти, а не эмоционального состояния испытуемых во время заучивания. Например, Тиздейл и Рассел (1983) предлагали испытуемым заучивать список положительных, отрицательных и нейтральных слов в нормальном состоянии. Затем в ходе тестирования они вызывали положительное или отрицательное состояния. Испытуемые вспомнили больше слов, которые соответствовали их настроению при тестировании. Когда элементы настроения присутствуют при тестировании, они будут активировать воспоминания, связанные с этими элементами настроения. Эти элементы будут включать в себя воспоминания, содержание которых соответствует настроению (как в эксперименте Тиздейла и Рассела), и воспоминания, связанные с такими элементами настроения как частью процедуры заучивания (как в эксперименте Айха и Меткалфа).

Один из феноменов, связанных с этим явлением, получил название научения, зависящего от состояния. Людям легче вспоминать информацию, если они могут прийти в то же эмоциональное и физическое состояние, в котором они находились, когда заучивали информацию. Например, часто утверждают, что пьяницы в трезвом состоянии не способны вспомнить, куда они спрятали спиртное, когда были пьяны, а в состоянии опьянения они не способны вспомнить, куда они спрятали деньги, когда были трезвыми. Действительно, существуют некоторые экспериментальные доказательства этой зависимости памяти от состояния опьянения, но, по-видимому, более важным фактором является то, что алкоголь оказывает общее ослабляющее воздействие на усвоение информации (1976). Показано, что в случае с марихуаной отмечается подобное же влияние состояния. В одном эксперименте (1975) испытуемые заучивали список для свободного вспоминания после курения либо сигареты с марихуаной, либо обычной сигареты. Испытуемых тестировали через 4 часа — снова после курения либо сигареты с марихуаной, либо обычной сигареты. Есть два эффекта, типичные для исследований влияния психоактивных веществ на память. Во-первых, имеется эффект зависимости от состояния, выражающийся в улучшении вспоминания, когда состояние при тестировании совпадает с состоянием при заучивании. Во-вторых, отмечается в целом более высокий уровень вспоминания, когда при заучивании испытуемый не находился под воздействиём психоактивных веществ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контекстно-зависимая память | Теория знакового опосредствования памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.