Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы мышления




Мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

Возможные типологические классификации мышления.

По степени соответствия реальности:

- реалистическое,

- аутистическое (также “эмоциональное”, по Майеру). Аутизм (от греч. auto – сам) - Э.Блейлер (1911 г.) - состояние погруженности в мир внутренних представлений и переживаний, неспособности к контакту с окружающим миром. Индивид из социального мира уходит в мир уединения, одиночества, при этом внешний мир теряет свою побудительность. Предметная связь сохраняется, но при доминировании эмоциональной пустоты. Мышление становится нелогичным, мало контролируемым, импульсивным, приобретает сноподобную форму. Для внешнего наблюдателя создается впечатление, что индивид отгорожен от других стеклянной стеной, игнорирует окружающий его социальный мир и живет в эмоциональном и духовном одиночестве.

По содержанию используемых средств:

- наглядно-образное (образно-пространственное); визуальное мышление (происходит от лат. visualis - зрительный) - форма мышления, систематически проанализированная Р.Арнхеймом, основанная на творческом решении проблемных задач в плане образного моделирования. Составными элементами визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров. В настоящее время разрабатывается гипотеза, согласно которой пространственные задачи являются более сложными для человека, поэтому они требуют участия лобной боковой коры обоих полушарий, в то время как для решения вербальных задач достаточно работы только боковой коры левого полушария, что подтверждается результатами использования магнитно-резонансного сканирования (Дж.Дункан). В отечественной психологии проблемами визуального мышления занимались Л.С.Выготский («инструментальный, технический, практический интеллект»), С.Л.Рубинштейн («наглядно-действенное и наглядно-образное мышление»), В.П.Зинченко и др. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 97-107; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1989, т. 1, с. 360-460.

- вербальное (словесно-логическое).

По характеру используемых когнитивных операций:

- интуитивное,

- аналитическое, или дискурсивное мышление, которое осуществляется посредством суждений, умозаключений и понятий. Дискурсивное мышление (происходит от лат. discursus - рассуждение) - форма мышления, которое характеризуется последовательным перебором различных вариантов решения задачи. Чаще всего осуществляется на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Виды: дедуктивные умозаключения; индуктивные умозаключения. Дискурсивное мышление обычно противопоставляют интуитивному. [Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996, с. 488-490].

По характеру протекания когнитивного процесса:

- конвергентное мышление (происходит от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления, основанного на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

- дивергентное мышление (происходит от лат. divergere - расходиться)- форма мышления, основанного на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. В качестве прототипа для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда (Guilford J.P. Hoepfner R. Analysis of Intelligence. N.Y.,1971). В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

По характеру задач:

- практическое мышление (происходит от греч. praktikos - деятельный, активный) - форма мышления, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

- теоретическое; наиболее развитой формой теоретического мышления является эксперимент (происходит от лат. experimentum - проба, опыт). Это - исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Виды: естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых; лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента. [Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. Прогресс, 1980; Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982; Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997; Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001].

Также возможна более подробная классификация:

- практическое, основанное на действии,

- художественное, основанное на символе,

- научное, основанное на понятии.

По степени новизны продукта мышления:

- продуктивное,

- репродуктивное.

По степени сознательного контроля и управления:

- произвольное,

- непроизвольное.

В процессе онтогенетического развития мышление человека проходит ряд ступеней:

- наглядно-действенного (через практическое действие с объектом), наглядно-действенное мышление - форма мышления, которая осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде. Отдельные элементы наглядно-действенного мышления обнаруживаются уже у высших животных.

- наглядно-образного (с помощью образных представлений), наглядно-образное мышление - форма мышления, в основе которой лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, с помощью которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

- понятийного мышления (с помощью логических понятий и знаков).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.