Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операциональная теория интеллекта




Теория Ж.Пиаже

Эпиграфом этой части могут быть слова В.И.Ленина, что «практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом».

 

Согласно Ж. Пиаже, интеллект — это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение — в структурирова­нии (организации) взаимодействия человека со средой [Пиаже, 1969, Флейвелл, 1967].

Как возникает интеллект в онтогенезе? Посредником между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. По мере накопления и усложнения опыта ребенка по практическому взаимодействованию с объектами происходит интериоризация предметных действий, т.е. их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем мысленном плане).

Развитие интеллекта — это стихийный, подчиненный своим особым за­конам процесс вызревания операциональных структур (схем), вырастаю­щих из предметно-житейского опыта ребенка. Согласно теории Пиаже, в этом процессе может быть выделено несколько стадий.

Одна из важнейших линий интеллектуального развития — это развитие операциональных структур. Мыслительные операции постепенно приоб­ретают качественно новые свойства: координацию (согласованность мно­жества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т.д.), автоматизированность (не­произвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных зве­ньев, «мгновенность» актуализации). При этом Пиаже подчеркивал, что развитие интеллекта предполагает последовательную интеграцию прошлых операциональных структур во вновь образовавшиеся операциональные структуры (в частности, сами по себе формальные операции не имеют зна­чения для развития интеллекта, если они при своем возникновении не опи­рались на конкретные операции, одновременно и подготавливающие их, и дающие им содержание).

Другая линия интеллектуального развития характеризует рост инвариант­ности (объективности) детских представлений о действительности. Их эволюция идет в направлении от центрации к децентрации. Центрация (в сво­их ранних работах Пиаже использовал термин «эгоцентризм») — это специ­фическая бессознательная познавательная позиция, при которой построе­ние познавательного образа диктуется собственным субъективным состоя­нием либо случайной, бросающейся в глаза деталью воспринимаемой ситу­ации (по принципу «реально только то, что я чувствую и вижу»). Именно феномен центрации обусловливает особенности детской мысли: синкретизм (тенденцию связывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к ча­стному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и т.п.

Напротив, децентрация, т.е. способность мысленно освобождаться от концентрации внимания на личной точке зрения либо на частном аспекте ситуации, предполагает перестройку познавательного образа в направлении роста его объективности, представленности в нем множества различных то­чек зрения, а также приобретения им качества относительности (в том числе возможность анализа любого явления в системе варьирующих категориаль­ных обобщений).

Анализируя отношения интеллекта к социальному окружению, Пиаже пришел к выводу, что социальная жизнь оказывает несомненное влияние на интеллектуальное развитие в силу того, что ее неотъемлемой стороной является социальная кооперация. Последняя требует координации точек зрения некоторого множества партнеров по общению, что стимулирует развитие обратимости мыслительных операций.

 

 

Теория Ж.Пиаже является наиболее авторитетной и разработанной теорией развития мышления и одной из наиболее заметных вех в развитии когнитивной психологии. Ж.Пиаже основал Женевскую школу генетической психологии (от греч. genesis – происхождение и psychе - душа + logos - учение) - направление в изучении психического развития ребенка. В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта: формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим. К Женевской психологической школе принадлежат также Б.Инельдер, Е.Шеминский и др. [Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963; Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. М.: ЭКСМО, 2002; Пиаже Ж. Объяснение в психологии // Экспериментальная психология. М., 1966, вып. 1-2; Инельдер Б. Применение генетического метода в экспериментальной психологии // XVIII Международный психологический конгресс. 4-11 августа 1966 г. М., 1969; Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974; Shulman V.L. (Ed.) The Future of Piagetian Theory: The Neo-Piagetians. N.Y.: Plenum, 1985].

Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования - метод клинической беседы, с помощью которой изучаются не внешние явления, а процессы, приводящие к их возникновению. Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка осуществляется за счет перехода от эгоцентризма через децентрацию к более объективной умственной позиции.

Его исследования представляют собой структурированный ряд наблюдений за когнитив­ным развитием, охватывающий периоды с рождения до взрослого состояния. Большая часть последних работ по обработке информации в процессе когнитивного развития связана с исправлением и реорганизацией его теории когнитивного развития.

Показано, что структуры интеллекта формируются благодаря развитию действия.

Интеллектуальные операции (от лат. intellectus - ум и орeratiо - действие) - действия, перешедшие во внутренний план и ставшие обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние, и возвращение его к исходному). По Ж.Пиаже, операции могут быть логическими, или логико-математическими (классификация и сериация изолированных объектов), и инфралогическими, или пространственно-временными (анализ и синтез самого объекта). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов, или понятия сохранения.

Связующим звеном между логическими и психологическими структурамирассматривается группировка - структура логики, выступающая основой операциональной концепции интеллекта Пиаже. Исходная модель. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям:

- комбинативность: A + В = С;

- обратимость: С - В = А;

- ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);

- общая операция идентичности: А - А = 0;

- тавтология, или специальная идентичность: A+ А = А.

Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка - это состояние "равновесия мысли". Весь процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.

У ребенка до 2 лет внешние материальные действия, осуществляющиеся развернуто и последовательно, при постоянном повторении схематизируются. В дошкольном возрасте они с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) переносятся во внутренний план, где происходит их сокращение и координация с другими действиями, а в младшем школьном возрасте они превращаются в операции. Таким образом, аналог операций на сенсомоторном уровне, конкретные операции и формальные операции представляют собой три фундаментальные структуры интеллекта, которые определяют весь ход психического развития. Изучение процессов обучения подвели представителей Женевской школы к тому выводу, что благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но это всегда зависит от исходного уровня развития. Так, порядок формирования фундаментальных структур интеллекта постоянен, но сроки их достижения могут изменяться под действием внешних факторов.

Генетическая психология тесно связана с генетической эпистемологией, где законы развития интеллекта у ребенка переносятся на область научного познания.

Генетическая эпистемология (от греч. genesis - происхождение и epistemоlоgia - теория познания) - вариант биогенетической концепции, разработанный Ж.Пиаже, в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики. В рамках данного подхода считается, что как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже, в частности, при генетическом анализе формирования физических понятий «скорости» и «длительности», что позволило вывести их из отношений пространственного порядка [Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974; Shulman V.L. (Ed.) The Future of Piagetian Theory: The Neo-Piagetians. N.Y.: Plenum, 1985; Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. 1993, 5, 54-63].

Основные идеи и понятия теории Пиаже.

В основе - принцип равновесия, который обусловливает развитие на каждой стадии. Само развитие - это смена господствующих умственных структур, как неких внутренних конструкций, характеризующих субъекта мышления. Ребенок “воспринимает” из внешнего мира только то, что соответствует сформировавшимся у него структурам. Новые структуры формируются на основе действия.

Схемы представляют собой структуры, ответственные за выполнение ряда сходных действий. Пример схемы — хватание, которое может состоять из весьма разных движений пальцев в зависимости от формы и размера схватываемого предмета. Хватание ребенком пальца взрослого человека или погремушки включает различные движения, но входят в одну схему действий, т.е. эти действия имеют одинаковый смысл. Схемы для разного возраста имеют качественные отличия. Даже младенческое поведение отражает некоторые организованные паттерны. У новорожденных схема развивается на базе врожденных рефлексов и реактивных паттернов. Так, младенцы будут сосать все, что касается их губ, они будут организовывать сосательное поведение в ответ на широкий круг объектов сосания. Таким образом, они овладевают схемой сосания. Они овладевают и многими другими схемами, такими как хватание, смотрение, брыкание, которые выражаются в организованных паттернам активности. Ранние схемы быстро модифицируются. Впоследствии формируются репрезентативные схемы. Хотя Пиаже систематически обсуждал проблему схем только применительно к сенсомоторному интеллекту, он распространял это понятие и на интеллект репрезентативный. Например, можно говорить о схеме сложения простых чисел. Сложение 4 и 3 или прибавление 5 к 2 являются родственными действиями.

Схемы формируются посредствам моторного взаимодействия с окружением и проходят ряд трансформаций. Пиаже предположил, что существуют врожденные принципы, обеспечивающие этот процесс.

Функции - это способы взаимодействия со средой. Функции неизменны в течение всей жизни, структуры складываются в процессе жизни, накопления опыта, качественно различаются на разных стадиях развития. Наиболее важными являются две функции - организация и адаптация. Организация как необходимый способ структурирования.

Организация — это комбинация простых физических психических структур в более сложные. Так, простые рефлексы сосания, хватания и глазодвигательный постепенно организуются в систему высокого порядка, обеспечивающую их координацию. После организации этих рефлексов в схему младенец может смотреть на объект, хватать его и тянуть в рот для сосания.

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) - общебиологический способ жизнедеятельности организма, который находят отражение в развитии детского мышления [Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994]. Это - динамический аспект взаимодействия. Адаптация включает два процесса: ассимиляцию (включение нового объекта в уже существующие схемы) и аккомодацию (приспособление схем к новому объекту). Эти два процесса взаимодействуют для модификации существующих у ребенка схем.

Ассимиляция - усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер.

В рамках генетической эпистемологии ассимиляция представляет собой самообусловливание. Новый опыт, полученный из окружающего мира перерабатывается и структурируется с помощью имеющейся картины мира, так что он включается в уже имеющиеся когнитивные структуры и подтверждает их. Этот когнитивный процесс служит основой для «понимающего распознавания», через которое общественные отношения продуцируются в общественно-историческом процессе, и окружающий мир понимается как осуществление человеческих целей и интересов. В этом процессе воспринимается индивид прежде всего как самоопределяющийся субъект окружающего его мира.

При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Аккомодация трактуется как приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности. При этом аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. В результате данной активности существующая схема изменяется - происходит принятие внешнего содержания. Так, если ребенок сталкивается с новым для него предметом, то он воспринимается им как принадлежащий к уже известному классу, при этом исходный класс приобретает новые признаки.

В рамках генетической эпистемологии новое из внешнего мира – «отпечаток» в собственном, внутреннем мире, подравнивание индивида к окружающему его миру благодаря коррекции имеющейся «картины мира» в соответствии с полученным новым опытом. Когда же новый опыт не соответствует сложившимся когнитивным структурам, происходит их фальсификация, в индивиде возникает тенденция к соответствующему новообразованию в его когнитивной структуре. Этот процесс служит основанием для так называемого «ориентирующего распознавания», по которому общественная реальность выступает как естественный мир, независимый от индивида. Индивид чувствует себя внутри этого процесса в первую очередь внешне обусловленным, побуждаемым к адаптации к константным объектам окружающего мира.

Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой описывается акт приспособления индивида, его адаптация.

Итак, когда ребенок встречается с новым опытом, он ассимилирует его уже имеющуюся схему. Например, простая схема сосания используется младенцем в отношении многих объектов: он сосет бутылку, соску, игрушки. Новые объекты включаются в схему сосания. В терминах Пиаже, схема сосания ассимилирует новые объекты — соску, игрушку. При этом для сосания игрушки нужно осуществлять несколько иные движения, чем при сосании соски или пальца. Ребенок должен несколько изменить схе­му сосания, приспособить ее для нового предмета, в терминах Пиаже — аккомодировать схему. Аккомодация — это приспособление схемы к но­вому опыту.

Эволюция детского мышления идет от “реализма” (интеллектуальный “реализм” - ошибочные идеи причинности, выведенные из непосредственного наблюдения; моральный “реализм” - суждение о поступках по их последствиям, а не намерениям) к объективности (отделение своего “Я” от объективного мира), реципрокности (понимание различных точек зрения) и релятивности (относительность оценок).

Эгоцентризм - важное качество детского мышления, обусловливающее его своеобразие. Эгоцентризм - это мышление “со своей точки зрения”, непонимание ее относительности, субъективности. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, что для истинного понимания причинности важна внутренняя активность. Социализация - это процесс адаптации к социальной среде через сотрудничество, кооперацию, которые приводят к пониманию и осознанию ребенком других точек зрения на вещи, отличных от его собственной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.