Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия формальных операций

Способность к фор­мальному мышлению появляется во время четвертого периода, выделенного Пиаже, — стадии формальных операций. Она длится с 11 до 15 лет. По окончании этой стадии ребенок становится в умственном отношении взрослым человеком и способен к научному мышлению, что Пиаже считает основным критерием зрелой интеллектуальной деятельности. Согласно Пиаже, формально-операциональное мышление знаменует завершение интеллектуального роста. Однако не каждый человек дости­гает стадии формальных операций. Это характерно для высокоразвитых индустриальных обществ и высокоразвитых в интеллектуальном плане индивидов.

Переход от стадии конкретных операций к формальным знаменуется иерархической координацией двух логических форм обратимости мышления. Это тождественность — отрицание (identity (I)-negation(N)) и реципрокность—корреляция, или отрицание реципрокности (reciprocal (R)—correlative (С)), которые раздельно появляются на стадии конкретных операций. Эти операции иерархически интегрируются в общую внутренне связанную логическую структуру, получившую название группа INRC.

Главным результатом данной стадии является интеграция систем мышления, что позволяет решать задачу, отвлекаясь от непосредственно воспринимаемой реальности, при меньшей зависимости от контекста, опираясь на более системные и формальные основания.

Развивается логическое и абстрактное мышление, позволяющее выходить в гипотетические пространства, созидать несуществующие миры, находить существенные закономерности. В поведении подростка упражнение в гипотетическом мышлении выражается в тенденции порождения абстрактных и глобальных суждений, освоении абстрактных мировоззренческих понятий.

Формальные операции (от лат. орeratiо - действие) - стадия интеллектуального развития, которая характерна для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет и представляют собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные заключения. Это - переход к “операциям с операциями”. Формируется дедуктивный метод рассуждения на основе абстрактных посылок. Равновесие более устойчиво и гибко. Возникают “группировка” логических операций, дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных характер.

Декаляж (от фр. decalage - расхождение, расклинивание) - повторное появление познавательных структур в процессе развития. Виды: вертикальные декаляжи; горизонтальные декаляжи.

Вертикальные декаляжи (от лат. verticalis – отвестный ифр. decalage - расхождение, расклинивание) - повторение на новом уровне развития таких интеллектуальных феноменов, которые были преодолены на предшествующем уровне. Речь идет о применении ребенком различных операций к одинаковому содержанию и, вместе с тем, о том, что в основе деятельности на разных стадиях интеллектуального развития за очевидным различием лежит что-то общее. Так, например, младенец начинает узнавать объект вне зависимости от той пространственной позиции, в которой он находится по отношению к нему. Лишь значительно позже, в среднем детском возрасте, он научается мысленно представлять себе систему возможных точек зрения на этот объект, не совершая при этом никаких действий. Познавательные структуры при этом имеют определенное формальное сходство (координация перспектив) и одно и тоже содержание (воспринимаемый объект), но в первом случае решение задачи осуществляется в сенсо-моторном плане, а во втором – в символическом, м помощью представлений. Считается, что это свидетельствует о постепенной дифференциации типов группировок (практических, логических, инфралогических). Литература. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967, с. 39-43

Горизонтальные декаляжи (от греч. horizontos – разграничивающий и фр. decalage - расхождение, расклинивание) - повторение интеллектуальных феноменов в пределах одного и того же уровня развития интеллекта, что свидетельствует о запаздывании группировок, относящихся к разному содержанию. Познавательные структуры уровня остаются неизменными, но их применение к разному содержанию осуществляется по-разному. Особенно наглядны проявления горизонтальных декаляжей при овладении детей понятиями: чем более доминирует внешняя картина соотношения вещей, тем медленнее идет формирование соответствующих понятий. Так, дети к 7-8 годам оказываются способны располагать предметы по их длине или размеру, к 9-10 годам - располагать по весу, и лишь к 11-12 годам - по объему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стадия конкретных операций | Критика Пиаже
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.