Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многофакторные теории интеллекта

В рамках теории интеллекта Л. Тёрстоуна [Thurstone, 1924; 1938] возмож­ность существования общего интеллекта отвергалась. Прокоррелировав ре­зультаты выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначен­ных для выявления разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун получил более 10 групповых факторов, 7 из которых были им иден­тифицированы и названы первичными умственными способностями:

S— пространственный (способность оперировать «в уме» простран­ственными отношениями);

Р— восприятие (способность детализировать зрительные образы);

N— вычислительный (способность выполнять основные арифметиче­ские действия);

Vвербальное понимание (способность раскрывать значение слов);

F— беглость речи (способность быстро подобрать слово по заданному критерию)

Мпамять (способность запоминать);

Rлогическое рассуждение (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур) [Thurstone, 1938].

Был сделан вывод, что для описания индивидуального интеллекта нельзя использовать единственный IQ-показатель. Скорее всего, индивидуальные интеллектуальные способности должны быть описаны в терминах профиля уровня развития первичных умственных способностей, которые проявляются независимо одна от другой и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. Поэтому теория Терстоуна лучила название многофакторной теории интеллекта.

Однако достаточно скоро выяснилось, что представление о множестве самостоятельных интеллектуальных способностей не может быть принято безоговорочно. Так, было отмечено, что между тестами, использованными Терстоуном, как правило, наблюдаются положительные корреляции. Кроме того, проведение факторного анализа 2-го порядка (т.е. факторизация корреляций всех возможных пар факторов) показа­ло возможность объединения первичных умственных способностей в более обобщенный фактор, аналогичный g-фактору Спирмена [BrodyL, BrodyN.,1976].

Тем не менее идеи Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей нашли широкое отражение в тестологических исследованиях. Ярким примером такого подхода является структурная модель интеллекта (SI) Дж. Гилфорда [Guilford, 1967; Гилфорд, 1965]. В отличие от теории Терстоуна, в которой факторный анализ является средством выявления первичных способностей, в теории Гилфорда факторный анализ выступает как средство доказательства предварительно сконструиро­ванной теоретической модели интеллекта, постулирующей существова­ние 120 узкоспециализированных независимых способностей. В частности, при построении структурной модели интеллекта Гилфорд исходил из трех основных критериев, позволяющих описать и конкретизировать три аспекта (стороны) интеллектуальной деятельности.

1. Тип выполняемой умственной операции:

• познание — опознание и понимание предъявленного материала (например, узнать предмет по неопределенному силуэту);

• конвергентная продуктивность — поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа (обобщить одним словом несколько понятий);

• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов (назвать все возможные способы использования знакомого предмета);

• оценка — суждение о правильности (логичности) заданной ситуации (найти фактическое либо логическое несоответствие в картинке);

• память — запоминание и воспроизведение информации (запомнить и назвать ряд цифр).

2. Содержание интеллектуальной деятельности:

• конкретное (реальные предметы и их изображение);

• символическое (буквы, знаки, цифры);

• семантическое (значение слов);

• поведенческое (действия и поступки).

3. Разновидности конечного продукта:

• единицы объектов (вписать недостающие буквы в слова);

• классы объектов (рассортировать предметы на группы);

• отношения (установить связи между понятиями);

• системы (выявить закономерность в организации множества элементов);

• трансформации (изменить и преобразовать заданный материал);

• импликации (предвидеть результат в рамках ситуации «Что будет,

если...»).

Таким образом, если быть теоретически последовательным, то, соглас­но Гилфорду, для уверенного определения уровня интеллектуального раз­вития конкретного человека во всей полноте его способностей необходи­мо использовать 120 тестов (5x4x6).

Гилфорд стоял на позиции принципиального отрицания реальности об­щего фактора интеллекта, ссылаясь, в частности, на низкие корреляции между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов. Од­нако последующая проверка структурной модели показала следующее. Во-первых, при контроле надежности использованных Гилфордом тестов до 98% всех тестовых показателей положительно коррелируют между собой на разных уровнях значимости [Brody L, Brody N., 1976]. Во-вторых, показа­тели независимых измерений фактически объединяются в более общие фак­торы, в частности, для оценки возможностей семантической памяти надо учитывать все разновидности конечных продуктов, а для измерения эффек­тивности семантических процессов — все типы операций и продуктов.

Р. Мейли, попытавшись соотнести идеи и методы тестологического ис­следования (в частности, структурную модель интеллекта Дж. Гилфорда) с теоретическими позициями гештальтпсихологии (в частности, положе­нием о решающем значении процесса структурирования воспринимаемо­го материала) выделил и интерпретировал четыре фактора интеллекта: сложность (способность дифференцировать и связывать элементы образа ситуации); пластичность (способность быстро и гибко перестраивать об­раз); глобальность (способность из неполного набора элементов выстраи­вать целостный осмысленный образ); беглость (способность к быстрому порождению множества разнообразных идей относительно исходной си­туации) [Meili, 1981].

Дж.Кэрролл, применив для обработки своих тестовых данных фактор­ный анализ, но опираясь уже на понятия когнитивной психологии (в час­тности, на положение о роли процесса переработки информации), выде­лил 24 фактора интеллекта: мысленное оперирование образами, вербаль­ная беглость, силлогистические умозаключения, чувствительность к про­тиворечию и т.д. [Carroll, 1976].

Несколько позже идея о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей нашла своеобразную реализацию вне ра­мок тестологии в теории множества интеллектов Г. Гарднера, который вы­делил несколько независимых типов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестети­ческий, межличностный, внутриличностный [Gardner, 1983].

Попробуем подвести некоторые итоги. Поскольку результаты Спирмена не исключали возможности существования групповых факторов, а результаты Терстоуна — общего фактора, то получалось, что и двухфакторная, и многофакторная теории интеллекта— это, фактически, одна теория, имеющая дело с описанием одного и того же феномена с подчеркиванием в нем либо общего (Спирмен), либо специфического (Терстоун). Дискуссии, длившиеся многие десятки лет и связанные с попыткой утвер­дить определенное понимание природы интеллекта, в конечном счете привели к парадоксальному результату. Сторонники идеи общего интеллект в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность убеждались, что общий интеллект — не более чем формально-статистическая абстракция по отношению к множеству различных проявлений ин­теллектуальной деятельности. В свою очередь, представители идеи интел­лекта как коллекции способностей также приходили к выводу о наличии влияния некоторого общего фактора, представленного в разнообразных типах интеллектуального исполнения.

Как можно видеть, во всех тестологических теориях интеллекта (двум факторной, многофакторной, иерархической, кубической) в различном виде варьирует представление о так называемых факторах интеллекта диапазоне от 2 до 120. Все эти годы открытым оставался вопрос, являются ли данные факторы реальными интеллектуальными образованиями типа первичных умственных способностей или это всего лишь форма классификации используемых тестовых заданий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторные теории интеллекта | Противоречия методического плана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.