КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетическое влияниеИмеют ли люди с одинаковыми генами сравнимые умственные способности? Ответ на этот вопрос, безусловно, положительный. Исследователи и спрашивают, имеют ли приемные и родные дети одних родителей, благодаря одинаковой среде, одни и те же способности. В детстве показатели тестов на умственные способности приемных братьев и сестер имеют несущественную корреляцию. Но с возрастом их умственная схожесть исчезает, поскольку эффект общего воспитания уменьшается. В зрелом возрасте данная корреляция приблизительно равна нулю (McGue & others, 1993). Подобные открытия противоречат расхожему мнению, что по мере накопления жизненного опыта влияние внешней среды на такие свойства, как ум, увеличивается. Фактически более правдоподобным оказывается противоположное [мнение: с возрастом генетическое различие становится более очевидным (Bouchard, 1995, 1996; Plomin, 1986). Исследователи также сравнивают показатели тестов на умственные способности приемных детей с соответствующими показателями их биологических родителей, от которых они и получили свои гены, а также их приемных родителей, которые создали для них домашнюю обстановку. Особенности интеллекта приемных детей ближе к их биологическим, а не приемным родителям. Важно также, попадают ли приемные дети в интеллектуально богатую или бедную среду (Turkheimer 1991). Как заметила Сандра Скарр (Scarr, 1989), „воспитание в одном и том же доме не приблизит вас по особенностям интеллекта к вашим приемным братьям и сестрам так, как это сделает генетическое родство". Вспомните значение термина ..наследственность" (см. гл. 2, с. 111). Когда мы говорим, что наследуемость интеллектуальных особенностей, объясняемых генетическими факторами, равна приблизительно 50 и более процентам, то это не значит, что гены отвечают за 50 и более процентов вашего интеллекта, а внешние факторы — за остальное. На самом деле это означает свыше 50% различий интеллекта внутри группы людей. Ошибку в этом вопросе делают так часто, что следует еще раз повторить: нельзя утверждать, что та или иная процентная доля интеллекта индивида унаследована. Наследуемость говорит о том, насколько различия между людьми можно отнести на счет генетических факторов. Но и это заключение требует уточнения, так как разные исследования определяют различный уровень наследуемости. Если мы, следуя совету Марка Твена, будем растить детей до 12-летнего возраста запертыми в бочках и кормить их через отверстие, то в результате мы получим уровень интеллекта значительно ниже нормального. В условиях равенства факторов внешней среды коэффициент интеллекта этих детей в возрасте 12 лет различался бы только за счет наследственности, то есть наследуемость различий между детьми приближалась бы к 100%. Чем более одинаковые условия воспитания и жизни детей, тем большее значение имеет фактор наследственности. С другой стороны, если сравнивать людей со сходной наследственностью, воспитанных в совершенно разных условиях (один — в бочке, другой — в обеспеченной интеллигентной семье), то наследуемость особенностей интеллекта (различия, обусловленные генетически) будет низкой. Следует помнить, что гены и окружение взаимосвязаны. Школьники с математическими способностями с большей вероятностью продолжат учебу в гимназии с математическим уклоном, а затем в тестах на определение математических способностей покажут более высокие результаты благодаря и генетическим, и внешним факторам (способности+обучение). Таким образом, наши гены формируют наше окружение, а оно, в свою очередь, формирует нас.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |