Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия психологии речи




Лекция 29. Психологические исследования речи.

Резюме:.

Основная литература к главе 28

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т. 2, М.: Педагогика, 1982

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных курсов. М.: Педагогика, 1972

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996

Будут рассмотрены следующие вопросы:

9. Основные понятия психологии речи.

10. Лингвистический строй языка.

11. Методы исследования речи.

12. Современные теории связи речи и мышления.

Ф. де Соссюр ввел в науку различение языка и речи.

Язык - «система лексических единиц, а также правил их соединения в речи» [Ушакова], а также «сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы» [Лурия].

Язык - система знаков, существующая и актуально реализуемая в речи, которая служит прежде всего коммуникативным целям. Язык основан на универсальных правилах связывания знаков, в соответствии с которыми между единицами языка устанавливаются системные (парадигматические и синтагматические) отношения. В качестве единицы языка выступает значение, являющееся заместителем определенной деятельности с элементами или явлениями окружающего мира. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности, обусловливающая расчленение языка на фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения и тексты. По ходу эволюции человеческого общества в целом и отдельных этносов в частности язык претерпевает закономерные изменения (языковая диахрония). Выступая средством хранения информации, в том числе эталонов мышления, язык обеспечивает формирование мышления и самоанализа в индивидуальном развитии. [ Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984; Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892; Dale Ph.S. Language Development: Structure and Function. N.Y.: Holt Rinchart and Winston, 1976; Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Общ. ред. В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987].

Язык - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.

Речь — это реализация языка в процессе коммуникации и взаимодействии между людьми. Она тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, хотя речь связана с мышлением (слово как форма обобщения в понятии) - в силу того, что возникла и складывалась в вместе с ним в процессе общественно-трудовой практики развития человечества, – она выходит за пределы соотношения с мышлением, коррелируя с сознанием в целом, и, в частности, включая в себя эмоциональные моменты (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 1, М., 1989, с. 442).

Выделяют несколько функций речи, в частности номинативную, регулирующую и коммуникативную.

В отечественной психологии принято разделять внутреннюю (речь «про себя») и внешнюю речь, а также две формы развернутого речевого высказывания — устную и письменную речь. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую [Лурия, 1979].

В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как автономную, эгоцентрическую и внутреннюю речь (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже) [Выготский Л.С. Мышление и речь. 1934; Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979]. Наряду с внутренней речью выделяют внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной (экспрессивной) или пассивной (импрессивной). При выполнении целевых функций в структуре какого-либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.

Традиционно как ведущие рассматриваются две проблематики речи: понимание речи и ее порождение.

В рамках концепции порождения речи А.А.Леонтьева, процесс порождения речевого высказывания рассматривался как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности [Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969; Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974]. Здесь предложена такая последовательность этапов: программирование грамматико-синтаксической стороны высказывания; грамматическая реализация и выбор слов; моторное программирование компонентов высказывания (синтагм); выбор звуков; выход.

Основу понимания речи составляет выделение основных логических конструкций речевого высказывания. Так, в своем психическом развитии ребенок последовательно усваивает основные логические правила, зафиксированные в языке, в частности, научается дифференцировать определенные виды семантической связи, а именно связи: субъект - действие (ребенок - играет); действие - объект (приготавливать - еда); субъект - объект (пожарный - огонь); субъект - место (врач - больница); действие - инструмент (резать - нож); действие - завершение (вытирать - делать чистым); причинные отношения (усталый - спать).

Основная задача языка – хранить, а основная задача речи передавать значения. Кроме в процессе хранения и передачи того и язык, и речь обеспечивают развитие языка.

Значение - обобщенное отражение определенного аспекта действительности (в частности, предмета), выработанное в ходе общественно-исторического опыта в форме действий, умений, понятий, знаний, социальных ролей, норм и ценностей. В конкретном значении оказываются зафиксированными – в том или ином виде - свойства объекта, существенные прежде всего для общественной практики. В индивидуальном сознании низкого уровня развития значения существуют не столько в виде точно определяемых понятий, сколько в виде навыков, ритуалов, танцев, а также религиозных представлений. В индивидуальном сознании достаточно высокого уровня развития значения существуют прежде всего в виде категориальной системы соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в контексте той или иной деятельности [Петренко В.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н. М., 1979; Шмелев А.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н. М., 1979; Стеценко А.П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестник МГУ. Сер.: Психология. 1983, № 1, 22-30].

Таким образом, разделяют вербальные и невербальные формы значений. Вербальные формы представление значения в словах, цифрах, математических знаках и других символах подобного рода. Невербальные формы существования значения включают различного рода образные представления и символические действия. Сюда же можно отнести и устойчивые единицы эмоционально-оценочных структур, которые всегда плохо поддаются вербальному описанию.

Будучи присвоенными индивидом, значения – наряду с личностными смыслами и чувственной тканью – образуют содержание его сознания.

Традиционно различают несколько видов значения.

Референтное значение — это тот объект, событие или ситуация, которые стоят за «знаком» (символом). Это - предметная составляющая «знака». Как синоним референтного значения часто употребляется денотативное значение [Лурия, 1979]. Дж.Брунер [1977] ставит знак равенства между денотативным и функциональным значением (или категорией), подчеркивая не только предметную отнесенность денотата, но и подчинение его требованиям использования в определенных контекстах и в процессе понимания другими людьми.

В современных когнитивных и психолингвистических подходах значе­ние определяют, прежде всего, через систему логических связей, в которые оно включено, и понимают скорее как операцию логического вывода или пропозицию. В данном случае речь идет о категориальном значении. В традиции отечественной психологии принято подчеркивать обобщающий и общественный характер категориального или понятийного значения. С одной стороны, значение понимается как функция выделения отдельных признаков в предмете, обобщения их, и введения предмета в известную систему категорий. «Обобщенное отражение предметного содержания со­ставляет значение слова» [Рубинштейн, 1989, с. 144]. С другой стороны, под значением понимается объективно сложившаяся в процессе истории сис­тема связей, которая стоит за знаком [Лурия, 1979, с. 53].

Понятие коннотативного значения. А.Р. Лурия [1979] подразумевал существование знака равенства между коннотативным и ассоциативным значением. Слово (знак, символ) не только указывает на определенный предмет или явление, но и приводит к установ­лению ряда дополнительных связей и оказывается центральным узлом це­лой сети вызываемых им образов или «коннотативно» связанных с ним слов. Комплексы ассоциативных значений, непроизвольно проявляющих­ся при восприятии какого-либо слова, носят название семантического поля и определяют его коннотативное значение. Ч. Осгуд — один из основателей психосемантики — понимал под кон­нотативным значением «...те состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операци­ям с символами. Эти значения проявляются в форме "аффективно-чув­ственных тонов"» [Osgood et al., 1957]. Коннотат рассматривается как аффективное значение [Брунер, 1977].

Например, термин «устройство для увеличения радиации» имеет более позитивную коннотацию, чем «нейтронная бомба».

В.Ф. Петренко [1983] считает, что коннотативное значение наиболее близко (по операциональному, но не теоретическому основанию) понятию личностный смысл, под которым понимается отношение субъекта к миру, выраженному в значениях.

Личностный смысл - элемент сознания, представляющий собой субъективно воспринимаемую значимость для индивида тех или иных предметов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева, в рамках которого смыслы начинают трактоваться единицами человеческого сознания, считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975].

Речь идет о «значении значения» для личнос­ти, неразрывно связанном с ее мотивами и общей направленностью. Оно проявляется в форме эмоциональной окраски того или иного объекта или явления, а также в форме неосознаваемых установок [Леонтьев, 1975]. А.А. Леонтьев [1999] рассматривает три ас­пекта этого понятия: структурный, генетический и функциональный. Структурный аспект предполагает соотнесение личностного смысла с дру­гими психологическими образованиями. Генетический аспект фокусиру­ется на порождении и развитии смыслов. Функциональный аспект затра­гивает проблему включения личностных смыслов в конкретную деятель­ность и их влияние на психические процессы человека.

В зарубежной когнитивной психологии и психолингвистике значение понимается как сложная многокомпонентная структура, состоящая из более дробных, чем значение, единиц. По аналогии с фонетикой, где все богатство речевого потока можно описать с помощью ограниченного набора фонем, все множество значений можно представить ограниченным набором компонентов (сем, маркеров и т.п.).

С другой стороны, значения образуют определенные группировки. Так, классы объектов, объединенные на основе общих (или обобщенных) признаков или атрибутов, принято называть категориями. Устойчивые (ин­вариантные) структуры (сочетания) обобщенных признаков (атрибутов), или «типичные примеры» из категориальных множеств называют прото­типами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.