Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость языка от мышления

Альтернативная возможность заключается в том, что структура языка определя­ется структурой мышления. Еще 2500 лет тому назад Аристотель утверждал, что категории мышления определяют категории языка. Есть основания верить в его правоту, но большинство из этих оснований были недоступны Аристотелю.

Существуют многочисленные причины полагать, что человеческая способ­ность мыслить, в т.ч. заниматься неречевой когнитивной деятельностью, такой как запоминание и решение проблем, появилась в процессе эволюции раньше и про­является в более раннем возрасте, чем способность использовать язык. Мно­гие виды животных, не обладающие языком, по-видимому, способны к сложному познанию. Дети, до того как научатся эффективно использовать язык, обнаружи­вают явные признаки сравнительно сложных форм когнитивной деятельности. Если мы примем идею, что мышление появляется раньше языка, кажется есте­ственным предположить, что язык возникает как инструмент, функция которого заключается в передаче мыслей. В целом верно, что инструменты должны соот­ветствовать объектам, которыми они будут оперировать. Отсюда, в свою очередь, следует, что язык формируется так, чтобы соответствовать мыслям, которые он будет передавать.

Пропозициональные структуры являются очень важ­ным типом структуры знания в репрезентации информации, полученной посред­ством языка и изображений. Эти пропозициональные структуры отражаются во фразовой структуре языка. Основные фразовые единицы языка обычно передают те или иные суждения. Например, фраза высокий мальчик передает суждение, что мальчик высок. При этом сам этот феномен — существование лингвистической структуры, отражающей структуру мышления, подтверждает зависимость языка от мышления.

Мы найдем дополнительное подтверждение влияния мышления на язык, если рассмотрим порядок слов в предложении. Обычно в языках присутствуют три ос­новных компонента: субъект (С), или подлежащее, объект (О), или прямое дополнение, и глагол (Г), или сказуемое. В каждом языке есть свое предпочтение для последовательности С, О и Г. Например, в английском они обычно идут в порядке С, Г, О, как в следующем предло­жении:

(С) (Г) (О)

Счастливый Ханс доил довольную корову. СГО

Гринберг (Greenberg, 1963) обнаружил, что в естественных языках всего мира набор вариантов расположения С, Г и О в основном ограничи­вается тремя наиболее частыми случаями (данные из Ultan, 1969; цит. по: Anderson, 1985); вот распределение предпочтений порядка слов среди язы­ков мира:

СОГ 44%

СГО 35%

ГСО 19%

ГОС 2%

ОГС 0%

ОСГ 0%

Андерсон (1985) отмечает, что в большинстве случаев субъект пред­шествует объекту (79%), что согласуется с нашими данными о познании. Действие всем начинается с агенса (агенс — в теории глубинных падежей тот участник ситуации, описываемой в предложении, который осуществляет какие-либо активные действия) и затем влияет на объект. Следовательно, вполне естественно, что подлежащее предложения, выполняющее функцию агенса, стоит на первом месте. Действие инициируется субъектом, который влияет на объект. Поэтому естественно, чтобы субъект появлялся в предложении раньше. Кроме того, предложения чаще строятся вокруг субъектов, а установление субъекта, являющегося героем предложения,— это вообще важный компонент уме­ния читать.

Структура языка различными способами отражает структуру того, как наш разум обрабатывает информацию об окружающем мире.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гипотеза лингвистической относительности | Теория порождающих грамматик
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.