Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8: искусство Древнего Рима

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Отличительные особенности римского искусства в сравнении с искусством Древней Греции и эллинистических государств. Влияние искусства этрусков на развитие искусства Рима.

2. Искусство периода Республики. Сложение римского стиля, основные жанры. Римский скульптцрный портрет. Стили помпейских росписей.

3. Искусство периода Империи. Изменения в характере пластики и харктере скульптуры. Римская статуарная скульптура и скульптурный портрет. Исторический рельеф. Мозаимка. Файюмские портреты.

 

 

1. В общем контексте рационалистической культуры Древнего Рима искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Римский писатель Лукиан устами одного из своих героев говорил: “Искусство есть совокупность навыков, приобретённых упражнением для некоей полезной в делах житейских цели”. В римском искусстве в целом существовали два направления: официальное, способствовавшее утверждению римской идеологии на всём обширном пространстве империи и потребительское, обслуживавшее эстетические запросы различных социальных групп. В сравнении с культурой Древней Греции и эллинистического мира для Рима характерно более трезвое понимание, “прозаичность”, точность и историзм мышления, в то время, как культура Греции была более романтичной, возвышенной и мифологичной. Эта конкретность мышления и деловой подход к жизни отразились во всех видах искусства Рима. Академик А.Ф. Лосев в своей книге “Элинистически-римская эстетика” пишет: “Римское искусство рассчитано на широкое движение, на мощный размах, на могущественное развёртывание силы. Это соединяется со страстной привязанностью ко всему роскошному, декоративному и блестящему… Рим хочет удивить, поразить”.

Захват огромных территорий, по-существу всемирное господство Рима периода Империи породили в сознании тот специфически римскмй социальный универсум, который создал новые архитектурные формы и, прежде всего, купольный свод, как символ этого мирового господства. Но в римском искусстве сила и мощь соединяются с пестротой и многообразием форм, в особенности в интерьере. Эклектизм римского искусства обусловлен, с одной стороны, отсутствием глубоких национальных традиций и восприимчивостью к элементам чужих, более развитых культур, с другой стороны – тем самым желанием поразить, удивить зрителя роскошью и богатством. Греки говорили: «Мастер не сумел сделать красиво, поэтому сделал богато». Для римлян же богатство и красота были понятиями тождественными. Категории меры и гармонии, основные для искусства Греции, в Риме были утрачены.

Римское искусство складывалось на основе взаимодействия искусства местных племён с наследием Греции. Заметно также влияние более древней этрусской кульутры. Сохранились памятники этрусского искусства VI – V вв до н.э., в основном - это предметы заупокойного культа: скульптурно оформленные саркофаги, урны, рельефы и росписи из гробниц, а также бронзовые статуи божеств и воинов, в которых ясно прослеживаются архаически-героические черты (своеобразная улыбка, стремление к анатомической достоверности строения тела, элементы греческого орнамента). Наиболее известные скульптуры этрусского периода: статуя Аполлона и Вэй, бронзовая химера, саркофаг со скульптурным изображением супружеской пары на пиршественном ложе, Капитолийская волчица – бронзовая статуя, которая была установлена в центре Рима в V в до н.э., рельеф бронзовой колесницы «Львы, раздирающие Горгону». Этруски – племя неизвестного происхождения. Их язык до сих пор не расшифрован. Они не были народом, родственным италикам, но благодаря более высокоразвитой культуре до V в до н.э. влияние её на территории Италии было ведущим, многие элементы этрусской культуры органически вошли в культуру Древнего Рима.

 

2. Во II-I вв. до н.э. в основном уже сложился собственно римский стиль в архитектуре и искусстве. Сложение достаточно строгого и типизированного языка архитектурных форм заставляет перенести акцент в интерьеры зданий, которые становятся всё более изысканными и пышно декорированными. Роспись стен строится кначале на основе греческих традиций. Завоевательные походы римлян способствуют распространению образцов греческого искусства: создаются специальные коллекции живописи. скульптуры, керамики, размножаются копии греческих памятников. Наиболее любимым становится жанр скульптурного портрета. В раннереспубликанский период был распространён греческий тип портрета, для которого характерна некоторая идеализация героя, «облагораживание» формы. Очевидно, портреты республиканской эпохи часто выполнялись греческими мастерами. Но наряду с портретами этого типа появляются уже и чисто римские работы: здесь всё подчинено передаче индивидуального образа портретируемого, неповторимости его личности. Развитие скульптурного портрета всё больше идёт по пути реализма. Личность у римлян всегда социальна и исторична. Портрет создаёт образ участников ожесточённой общественно-политической борьбы, в лицах чувствуется напряжённость мысли и сила страстей.

Эти различия греческого и римского скульптурного портрета обусловлены тем, что зарождение римского портретного жанра связано с древним этрусским обычаем делать заупокойные портреты знатных предков с использованием восковых масок. Вначале восковые маски, снятые с лиц умерших родственников, украшали атриумы, выставлялись на семейных торжествах. Позже знатные граждане на основе этих масок заказывали изготовление бюстов предков. Каждый знатный римлянин собирал коллекцию таких бюстов в доказательство древнего происхождения своего рода и знатности фамилии. Портретам республиканской эпохи свойственно некоторое упрощение и резкость форм, сухая моделировка, и в то же время их отличает высокий реализм. Наиболее ранние портреты - это портреты стариков (очевидно, мемориальные), статуи ораторов и известных деятелей республики: Авла Метелла, Помпея, Юлия Цезаря. Иногда бюст отливался из бронзы, а глаза инкрустировались слоновой костью и цветными полудрагоценными камнями, создавая эффект «живого взгляда».

Развитие искусства оформления интерьера лучше всего прослеживается в Помпеях – городе, погибшем в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувий. Пепел, засыпавший город, как бы «законсервировал» в первозданном виде жилые дома и их убранство. Вот почему стили оформления парадных комнат названы помпейскими, хотя в других городах интерьеры богатых домов оформлялись подобным же образом. Во II в. до н.э. был распространён «инкрустационный стиль». Он базируется на греческой традиции и имитирует в росписи кладку стен из блоков камня различных пород: мрамора, яшмы, особенно в нижних частях стен. В I в. до н.э. появляется «архитектурно-перспективный стиль» - на стенах изображаются различные архитектурные элементы: рустованный цоколь, арки, колонны, окна с различными видами природы, портики с элементами перспективы и светотенью. Перспективные приёмы изображения как бы «ломают» стену, зрительно расширяя и изменяя реальное пространство. Часто между колоннами помещались картины, изображающие перспективы улиц, ландшафты. Третий стиль – орнаментальный или ориентализующий – появляется в конце I в. до н.э. Это строгий, изящный стиль, строящийся на основе уравновешенных композиций на пласкости стены с применением линейного орнамента на ярком фоне. Иногда выделяется центральное поле, на котором помещается картина. Четвёртый стиль – декоративный или театральный – распространяется в I –II вв. н.э. В плоскости стены появляются фантастические динамичные перспективные композиции, зрительно разрушающие плоскость стены. Этому способствуют также насыщенные яркие цвета.

 

3. В период правления Октавиана Августа появились изменения в характере пластики. Усиливается идеологическая функция искусства, его официальный характер, что приводит к идеализации и стилизации черт в портретном искусстве. Множество статуй Августа устанавливается по всей империи. Часто он изображается в виде Юпитера со фигуркой богини победы Виктории и жезлом в руках. Скульптура прерващается в ремесло, нивелируются авторские черты, но средний уровень мастерство художников был высоким.

В период расцвета империи новой разновидностью скульптуры стали конные статуи императоров, которые устанавливались на площадях на специальных пьедесталах. Статуарная скульптура из бронзы и мрамора применялась для оформления императорских форумов. Театров, интерьеров храмов. Она несколько оживляла однообразные, строгие фасады римских общественных зданий, служила целям композиционной организации пространства форумов, одновременно увековечивая память императоров и известных исторических деятелей эпохи.

Скульптурный портрет приобретал более официальные черты. В период расцвета империи искусство римского скульптурного портрета достигает высшего совершенства. Главной чертой становится реализм в изображении характера человека, наиболее ярких черт его личности. Сохранилось множество бюстов римских императоров и членов их семей. Наиболее известные из них: скульптурные портреты Веспасиана Флавия, Каракаллы и его жены, Нерона и его матери, Агриппы, Траяна. Коммода. В период правления императора Адриана, почитателя греческой классики, в скульптуре появились вновь черты идеализации натуры. Особенно известные памятники того времени – скульптурные портреты Антиноя – любимца Адриана, греческого юноши, погибшего в молодом возрасте. Эти портреты стали символом классической юношеской красоты. В период упадка империи искусство скульптурного портрета переживает глубокий кризис жанра. Приход к власти «солдатских императоров» – людей простого происхождения, часто выходцев из провинций, отразился в их портретах: черты лиц огрублены, во взгляде чувствуется презрение и усталость. Таковы портреты Филиппа Аравитянина, Максимина Фракийца, воплотившие образ «варварского» Рима.

Христианство с его отрицанием плоти, идеализацией духа, очевидно оказало влияние на изменение характера пластики и иконографии портрета6 преувеличиваются глаза. Лицо становится схематичным, массы укрупняются, образ «отрывается» от реального объекта изображения очень значительно, превращая портрет в некое подобие идола. Таковы портреты императоров диоклетиана м константина. Наблюдается общее падение уровня художественного мастерства.

Походы римских полководцев, их победы и триумфы увековечивались в жанре исторического рельефа, часто заполнявшего свободные плоскости стен мемориальных сооружений: триумфальных арок, пьедесталов памятников и фризы мавзолеев. Триумфальная колонна Траяна снизу доверху опоясана спиралевидной лентой рельефа, общая длина которого составляет 200 м. В основу сюжетов положена история победоносных походов римлян в Дакию. Рельеф внутри проёма арки Тита - удачно найденное решение как бы увековечивающее триумфальное шествие императора после победы над восставшей Иудеей.

Римская мозаика является продолжением уже выработанных ранее в эллинистическом искусстве приёмов декоративного оформления интерьеров. Мозаика, служившая, в основном, для украшения полов, развивалась от несложных геометрических узоров, выложенных галькой или набором чёрно-белых камней. Поверхность выложенной в слое извести мозаики шлифовалась, в результате чего возникал ровный блеск поверхности. В период расцвета империи появляются целые мозаичные панно. Сюжетная композиция, занимающая центральный прямоугольник, или квадрат, обрамляется орнаментальными декоративными поясами и элементами. В целом, композиция центрально-симметрична. Другие мозаики воспроизводят живописные произведения греческих авторов. Например, мозаика «битва Александра Македонского с Дарием» выполнена по картине известного мастера Апеллеса. В доме древнеримского поэта Вергилия найдена мозаика, изображающая его с аллегорическими фигурами муз истории (Клио) и трагедии (Мельпомены). Римская мозаика как особый вид монументального искусства, благодаря своей долговечности и удачному синтезу с архитектурными формами и отделочными материалами в интерьере общественных зданий получила дальнейшее развитие в христианской культуре Византии и стран Восточной европы.

Портрет в римском искусстве получает распространение не только в скульптуре, но и в живописи, однако, живописных портретов сохранилось немного. Наиболее известны так называемые «файюмские портркты» I – II вв., найденные в Египте в некрополе оазиса Эль Файюм. Эти портреты представляют собой своеобразный сплав египетского заупокойного портрета и эллинистически-римской традиции. Исполнялись они на тонкой дереаянной дощечке или холсте при жизни человека, а после его смерти помещались на его мумии. По сравнению с египетским каноническим изображением эти портреты теряют скованность и фронтальность композиции. Лицо часто изображается с поворотом в три четверти на нейтральном фоне с живописной моделировкой светотени. Выполнялись портреты в технике энкаустики (земляные краски в соединениис воском и смолой) или восковой темперы. Воск способствует длительной сохранности поверхности и создаёт глянцевую фактуру. Фаюмские портреты, в отличие от древнеегипетских, подчёркивают индивидуальные особенности личности человека, выявляют их возраст и этнические черты. В период упадка империи в этих портретах также появляется схематизм, усиливается воздействие египетских традиций: фронтальная композиция, чёткий графический контур, плоскостная трактовка форм, локальные цвета. Энкаустика заменяется темперой. В напряжённом взгляде больших глаз чувствуется предвосхищение византийской иконописи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 7: архитектура Древнего Рима эпохи империи | Понятие и сущность процесса товародвижения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.