Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и виды оптовых торговых предприятий и их роль в процессе товародвижения

Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений

Важным звеном в процессе товародвижения является оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Ей принадлежит ведущая роль в формировании товарно-материальных ресурсов, поэтому она является важнейшим оптово-посредническим звеном между сферой производства и потреблением.

В рыночно-ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются функции оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым покупателям ее функции должны сводиться к следующему:

> оценке потребностей и спроса;

> преобразованию промышленного ассортимента в торговый;

> накоплению и хранению товарных запасов;

> доставке товаров;

> кредитованию;

> информационному обслуживанию.

Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров должны состоять в следующем:

> концентрация коммерческой деятельности;

> поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

> инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

> минимизация коммерческого риска;

> маркетинговое обслуживание.

Это позволит не только создать условия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

Существующая материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов.

Среди задач государственной политики в области развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынок отечественных товаров.

 

 

В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, что позволит наполнить потребительский рынок товарами, создаст условия для беспрепятственного их продвижения по каналам распределения, активизации отечественных товаропроизводителей.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следует выделять крупные оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня.



Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее устойчивость и стра­тегическую стабильность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны. Сюда включаются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах.

Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональных товарных рынков. В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:

> специализирующиеся на оптовой торговой деятельности, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так на­зываемые независимые оптовые торговцы;

> посреднические оптовые структуры, в основном не использующие в своей деятельности переход к ним права собственности на товар (дистрибьюторы);

> организаторы оптового оборота.

Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы, торговые посредники) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимуществен­но крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказы­ваемых услуг. Подобные предприятия заключают контракты с производителями на поставку продукции, а затем реализуют ее потребителям по цене рынка. Обычно это крупные фирмы, располагающие собственными скла­дами, транспортными средствами, кадрами и занимающиеся оп­товой торговлей.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предпри­ятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

- Дистрибьютор — это торговец, выступающий от имени фирмы и выполняющий дистрибьюторские функции по отношению к товаро­производителю. Заключая договор с производителем на реализацию товара, дистрибьютор становится его полномочным представителем. Производитель, прибегая к услугам дистрибьютора, при совместном соглашении определяет цену, рынок, сроки реализации, условия рас­чета за товары.

- Дилер — торговый посредник, приобретающий товары у произво­дителя на основе договора купли-продажи. Становясь собственни­ком товара, дилер перепродает его конечному потребителю по цене, регулируемой рынком. Он занимается продажей в основном транс­портной и другой техники, пользующейся массовым спросом. При­обретая полную самостоятельность, дилер продолжает выступать и от имени производителя, создавая приоритет известной продук­ции. Он обеспечивает проданную технику необходимым гарантий­ным и послегарантийным обслуживанием, снабжает запчастями и др. Такой порядок может видоизменяться в зависимости от осо­бенностей продаваемой техники и сложившихся традиций. Дохо­ды дилера образуются за счет разницы, полученной от покупки и продажи товаров.

- Комиссионер — торговый посредник, выполняющий поручения владельца товара — комитента, которые заключаются в закупке, про­даже и обмене товара. На основе комиссионного соглашения уста­навливаются обязанности и ответственность сторон, а также размер вознаграждения за услуги комиссионера. Комиссионеры в своем рас­поряжении обычно имеют складские помещения для размещения и хранения товаров.

Распространенной разновидностью комиссионера является консигнатор. Он продает товары консигнанта — юридического или физического лица в рамках договора консигнации. Консигнатор, действуя по поручению консигнанта, получает право на рекламирова­ние и реализацию товара от своего имени, но за счет консигнанта. Консигнационная форма продажи используется в основном при по­ставках новых товаров, мало известных покупателям, или в целях освоения новых рынков.

- Агенты осуществляют посреднические услуги в интересах дру­гого лица (принципала), дающего поручение на совершение коммерческих сделок, связанных с закупкой и поставкой товаров. Отноше­ния между агентом и принципалом регулируются договором. За свои услуги агент получает вознаграждение в виде процента от заключен­ных сделок. Агент действует самостоятельно в пределах сферы принципала и перед ним отчитывается за проведенную работу. Агенты могут выполнять также функции, связанные с продажей товаров принципала.

- Брокер — посредник, в обязанности которого входят поиск и фор­мирование сети контрагентов: продавца и покупателя товара. Брокер действует и представляет интересы как продавца, так и покупате­ля. За услуги предусматривается брокерское вознаграждение. Полномочия брокера обычно определяются инструкциями обслуживаемых контрагентов. В целях оперативной деятельности брокеры располагают всесторонней информацией о рынках, складывающейся ситуации во внешней среде.

Организаторы оптового оборота - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продо­вольственные рынки. Они являются важным элементом оптовой инфраструктуры, и основной их зада­чей является создание условий для организации оптовой торговли. Но они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой деятельности.

- Товарная биржа ‑ постоянно действующий оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

- Аукцион ‑ публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона.

В форме аукциона осуществляется торговля товарами, которые обладают индивидуальными особенностями и свойствами. Основные товары, которые предлагаются и покупаются на международных аукционах:

- пушно-меховые товары (в сырье и переработанные),

- немытая шерсть,

- чай,

- табак,

- цветы,

- овощи,

- фрукты,

- тропические породы леса,

- лошади,

- рыба.

С точки зрения техники установления цены различают два типа аукционов:

1. Аукцион с повышением цены, победителем которого признаётся лицо, предложившее наивысшую цену.

2. Аукцион с понижением цены (голландский аукцион), победителем которого признаётся лицо, первым согласившееся уплатить предлагаемую на аукционе цену.

Оптовый рынок (как место купли-продажи товаров) – специально оборудованное и доступное для всех место, где покупаются и продаются товары оптовыми партиями, напрямую или через посредников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Типы и виды оптовых торговых предприятий и их роль в процессе товародвижения

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.137.45
Генерация страницы за: 0.107 сек.