Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальные связи бытия




Категории диалектики

Основные законы диалектики, описывающие процесс развития, имеют всеобщий характер, служат проявлением всеобщих связей бытия. Всеобщие связи бытия также находят свое выражение во взаимосвязях парных диалектических категорий: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Всеобщие связи бытия являются универсальными связями действительности. К ним, прежде всего, относятся взаимосвязь единичного и общего.

1) Единичное, общее, особенное и всеобщее

Процесс развития начинается с единичного, которое перерастает в особенное, а затем приобретает общий и всеобщий характер.

Единичное – это индивидуальные, неповторимые черты и свойства, принадлежащие отдельным предметам и явлениям. Единичное указывает на отличие одних материальных образований от других. Пример: отпечатки пальцев у каждого человека, радужная оболочка глаз.

Обладая неповторимыми чертами, каждое явление имеет повторяющееся, свойственное не только ему, но и другим явлениям.

Общее – это сходные, повторяющиеся черты и свойства, присущие всем отдельным предметам и явлениям определенной группы. Общее в человеке – разум, язык и т.п. Все это свойственно всем людям.

Проблема объективного реального существования единичного и общего и их взаимосвязи особенно остро была поставлена в средневековой схоластической философии. Представители схоластики разделились на номиналистов и реалистов.

Номиналисты считали, что реально в объективном мире существуют только единичные вещи, а общее принадлежит уму человека, существует лишь в понятиях и словах людей. Номиналисты выражали материалистическую тенденцию средневековой философии.

Реалисты средневековья утверждали, что реально объективно в окружающем мире существует общее (общие понятия – «универсалии») и общее реальнее единичных вещей. Средневековые реалисты являлись объективными идеалистами.

И номиналисты, и реалисты отрывали единичное от общего. С точки зрения материалистической диалектики, единичное и общее существует в мире реально объективно как взаимосвязанные противоположные стороны отдельных предметов и явлений. Иначе говоря, каждый отдельный предмет является носителем и единичного, и общего.

Наряду с понятиями единичного и общего широко используются связанные с ними понятия особенного и всеобщего.

Особенное – это то, что отличает сравниваемые предметы друг от друга. Это связующее звено между единичным и общим.

Всеобщее – это такое общее, которое не может выступать в роли особенного. Философия изучает всеобщее.

Универсальными связями бытия, взятыми, так сказать, «по вертикали», служат взаимосвязи явления и сущности.

2) Сущность и явление

Сущность – это внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона вещей и процессов.

Явление – это внешняя, сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов.

Сущность – это подводное течение, а явление – это пена на поверхности. Сущность глубже, явление богаче. Диалектика сущности и явления: Сущность проявляется, явление существенно.

Сущность и явление взаимосвязаны, но не совпадают – если бы они совпадали, то не нужна была бы никакая наука. Любая наука за явлениями и через явления отыскивает сущность. Процесс познания идет от явления, данного через органы чувств, к сущности, раскрываемой мышлением.

С сущностью тесно связано понятие закона. Закон – это объективная, существенная, общая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.