Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантность и социальный контроль




 

Объективность, необходимость, функциональность девиантного поведения не исключает постоянного стремления общества бороться с этим явлением. Более того, общество вообще заинтересовано в поддержании общественного порядка, сохранении и защите социальных отношений. Для этого общество образует целый комплекс средств самозащитной реакции – социальный контроль.

В широком социологическом смысле социальный контроль представляет собой механизм самозащитной реакции общества на нежелательное (отклоняющееся) поведение с целью его элиминирования или минимизации.

Социальный контроль существовал и существует в обществах всех типов. Его первичной формой был обычай. С возникновением религии она стала выполнять функции социального регулятора. В современном обществе роль социального контроля все больше начинает играть институт права.

Современный человек вписан в систему многоярусного и многостороннего социального контроля, осуществляемого со стороны самых разных институтов общества. П. Бергер представил систему социального контроля в виде нескольких концентрических кругов, в центре которых находится индивид.

 

 
 


Политико-юридическая

система

 

Общественная

мораль, обычаи, нравы

И

Профессиональная

система

 

Неформальные требования

 

 

Семья и частная жизнь

Внешний первый круг образует политико-юридическая система в лице государства, которому индивид обязан подчиняться в том, что касается формально-правовой стороны его жизнедеятельности: ему придется платить налоги, служить в армии, соблюдать законы.

Второй круг – это общественная мораль, обычаи, нравы. Нарушения их, безусловно, не наказываются жесткими санкциями, но этот контроль общества для индивида довольно ощутим, «карается» потерей репутации, доброго имени и т.п.

Третий, более близкий к индивиду, круг образует структуры давления, диктуемые профессионально-статусными обязанностями (прямое давление), а так же косвенным давлением, поскольку профессиональная роль обычно бывает доминирующей и подчиняет себе все другие роли.

Круг общения контролирует индивида в том, что касается публичной стороны его быта (стиль одежды, манеры, речь, взгляды и т.п.). Если индивид не будет соответствовать требованиям этого круга, он может постепенно «утратить респектабельность», общения с ним будут избегать.

Наконец, самый ближний круг – семья, родственники, близкие друзья – оказывает очень сильное влияние и давление. Они подчас обладают большей значимостью, чем внешние, социально-профессиональные связи.

Как уже отмечалось, механизм социального контроля реализуется посредством норм и санкций. Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной, письменной, формальной или неформальной).

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм – неодобрение, ухмылка, неодобрительный жест, за нарушение других – более жесткое наказание: изгнание из группы, страны, тюремное заключение, смертная казнь.

Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакции других людей).

Социальные санкции – средства или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и законы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные и неформальные. Они образуют четыре типа сочетаний:

- формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных органов, организаций (правительство, учреждение): награды, премии, ученые степени и звания, почетные грамоты и др.;

- неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее из неформальных организаций: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, слава, почет, лестные отзывы и т.п.;

- формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола,, смертная казнь, отлучение от церкви;

- неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные юридическими законами, указами и т.п.: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ от рукопожатия, распускание слуха, клевета, плохой отзыв, жалоба, разоблачительная статья и т.п.

 

Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но не может быть элементом социального контроля.

Применение санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других – не требует. Следовательно, в зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним или внутренним (самоконтроль).

Внутренний контроль обеспечивается интернализацией социальных норм и ценностей. Проявлением внутреннего контроля является совесть. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии и основывается на волевом усилии. Люди могут поддерживать групповое взаимодействие именно потому, что каждый индивид прибегает к самоконтролю.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем реже такому обществу приходится прибегать к внешнему контролю, и наоборот.

Жесткость внешнего контроля, мелочная опека граждан имеет обратную сторону – тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает волевые внутренние усилия. Возникает некий замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Соблазн относительной простоты и легкости решения по наведению порядка, особенно в периоды роста девиантных форм поведения, являющихся следствием глубоких социальных сдвигов, кризисов, часто приводило общество к установлению диктаторских репрессивных режимов, якобы на благо граждан. Но люди, привыкшие подчиняться принудительному контролю, не развивают мотивацию внутреннего контроля. Они деградируют как социальные существа, неспособные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Более того, они подвергают сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам.

Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль (часто называемый косвенным или неформальным) может осуществляться посредством идентификации с референтной законопослушной группой. Он основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Но внешний контроль чаще ассоциируется с институциональной (формализованной) формой осуществления: через суды, образование, армию, производство, СМИ, политические партии, правительство.

Методы внешнего контроля зависят от применяемых санкций, поэтому их принято подразделять на жёсткие и мягкие, прямые и косвенные. Часто методы внешнего контроля превращаются во вмешательство внешнего контроля в каждое действие, в бесконечные поправки, одергивание человека. Такую форму называют надзором. При этом надзор может осуществляться не только на микро, но и на макро уровне общества. Его субъектом становится государство, тогда надзор превращается в специализированный общественный институт, постепенно разрастающийся и пронизывающий все общество. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и конвойные войска, суды, цензура и т.п.

Средства самозащитной реакции общества исторически изменчивы. Многие из этих средств социального контроля и профилактики вызваны эмоциями, догмами, иллюзиями и, пожалуй, меньше всего реальными закономерностями процессов, которыми общество должно управлять.

Исторически первоначальная реакция общества была связана со стремлением подавить, запугать, уничтожить нарушителей порядка. Когда общество «насытилось» пытками, виселицами, четвертованием, кострами и т.п., возникло сомнение в эффективности наказания, репрессий, приведшее к мысли о приоритете предупреждения преступлений и других антиобщественных явлений (Ч. Беккария, Ш. Монтескье и др.). Но провозглашенный приоритет не исключает репрессий, а благие намерения профилактики реализуются на практике очень слабо. Практически, в сегодняшнем мире «кризис наказания» признается во всех ведущих странах мира. Происходит осознание неэффективности тюремного наказания, смертной казни и других жестких форм наказания.

Общемировой «кризис наказания» проявился и в России, усугубленный варварским наследием тоталитарного режима. Тревожный рост негативных девиаций, несмотря на некоторые изменения по отношению к репрессивно-запретительным методам (сокращение форм приговоров к лишению свободы, мораторий на исполнение смертных приговоров или их замена на пожизненное заключение, расширение доступа прессы и общественных организаций в суд или места заключений), просто пугает, создает огромное поле социальной напряженности. Поэтому приоритет репрессивной ориентации в обществе сохраняется.

Как отмечает один из известных российских девиантологов Я.И. Гилинский, «…современное человечество не готово к принципиальному решению проблем социального контроля над девиантностью. Слишком они сложны. Слишком тяжёл груз прошлого, привычного. Слишком велики надежды на «запретить» и «наказать». И всё же российское общество обязано пересмотреть своё отношение к девиации, именно как дихотомному явлению, оно обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил», провести переоценку социальных норм.

Чтобы деструктивная девиация не получила широкого распространения, ей должна быть противопоставлена система, позволяющая:

1. Расширить доступ к законным способам достижения успеха;

2. Соблюдение принципа равенства всех перед законом;

3. Постоянное совершенствование самого законодательства в соответствии с современными реалиями трансформации российского общества;

4. Стремление к адекватности преступления и наказания.

 

«Сегодня российское общество нуждается в новой концепции и практике социального контроля», - пишет Я.И. Гилинский.

В самом общем виде определить стратегию и тактику социального контроля можно следующим образом:

- замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и (или) нейтральными формами социальной активности;

- легализация «преступлений без жертв»;

- создание организационных служб социальной помощи, реабилитации;

- реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;

- либерализация и демократизация режимов содержания в тюрьмах, колониях и др.

Безусловно, решение проблем изменения стратегии и тактики социального контроля во много раз сложнее и не может быть ограничено выше перечисленными мерами. Мне кажется, что в целом решение проблем девиации, следовательно, проблем выхода из кризиса системы социального контроля лежит вне собственно поля социального контроля. Это проблема всего общества, переживающего сложный системный кризис, вызванный трансформацией всей общественной системы российского общества. Решать эту задачу крайне сложно, но необходимо.

Объективность, необходимость, функциональность девиантного (в том числе негативного) поведения не исключают постоянного стремления общества бороться с негативными явлениями. Более того, общество вообще заинтересовано в поддержании общественного порядка, в сохранении и защите живой ткани социальных отношений. Для этого общество образует целый комплекс средств самозащитной реакции – социальный контроль.

В широком социологическом смысле социальный контроль представляет собой механизм самозащитной реакции общества на нежелательное (отклоняющееся) поведение с целью его элиминирования или минимизации. Этот механизм реализуется посредством норм и санкций. Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной, письменной, формальной или неформальной).

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный жест, за нарушение других – более жесткие наказания: изгнание из группы, страны, тюремное заключение, смертная казнь.

Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакции других людей).

Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и законы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они образуют четыре типа сочетаний:

- формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных органов, организаций (правительства, учреждения): награды, премии, стипендии, пожалованные титулы, учёные степени и звания, сооружение памятника, почётные грамоты, почётные функции и др.;

- неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее из неформальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы, признание лидерских, экспертных качеств, улыбка;

- формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви;

- неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные юридическими законами, указами, инструкциями и т.п.: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ от рукопожатия, распускание слуха, клевета, плохой отзыв, жалоба, разоблачительная статья и т.д.

Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она не может быть элементом социального контроля.

Применение санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других – не требует. Следовательно, в зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним или внутренним (самоконтроль).

Внутренний контроль обеспечивается интериализацией социальных норм и ценностей. Проявлением внутреннего контроля является совесть. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии и основывается на волевом усилии. Человеческие существа могут поддерживать групповые взаимодействия именно потому, что каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он «впал в детство». Действительно, импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерно как раз детям. Такой тип поведения называют инфантилизмом. Напротив, поведение, осуществляемое в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями, обозначают признаком взрослости.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем реже такому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем слабее самоконтроль, тем жестче и чаще должен быть применяемый внешний контроль. Однако жесткость внешнего контроля, мелочная опека граждан имеет оборотную сторону – тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают волевые внутренние усилия. Возникает некий замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Соблазн относительной простоты и легкости решения проблемы по наведению порядка, особенно в периоды роста девиантных форм поведения, являющихся следствием глубоких социальных сдвигов, кризисов, часто приводило общество к установлению диктаторских репрессивных режимов, якобы на благо гражданам. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю люди не развивали мотивацию внутреннего контроля. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Более того, они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительности норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам.

Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль может осуществляться посредством идентификации с референтной законопослушной группой (часто называемый косвенным или неформальным). Он основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Однако внешний контроль чаще ассоциируется с институциональной (формальной) формой осуществления: через суды, образование, армию, производство, средства массовой информации, политические партии, правительства.

Методы внешнего контроля зависят от применяемых санкций, поэтому они подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. Часто методы внешнего контроля превращаются во вмешательство в каждое действие, в бесконечные поправки, одергивания человека. Такую форму называют надзором. При этом надзор может осуществляться не только на микроуровне, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, такой надзор превращается в специализированный общественный институт, постепенно разрастающийся и пронизывающий все общество. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и конвойные войска, суды, цензура.

Средства самозащитной реакции общества исторически изменчивы. Многие из этих средств социального контроля и профилактики вызваны эмоциями, догмами и иллюзиями и, пожалуй, меньше всего реальными закономерностями процессов, которыми мы должны управлять.

Исторически первоначальная реакция общества – подавить, запугать, уничтожить нарушителей порядка. Когда общество пресытилось пытками, виселицами, четвертованием, кострами и т.п., возникло сомнение в эффективности наказания, репрессии, приведшее к мысли о приоритете предупреждения преступлений и других антиобщественных явлений (Ч. Беккария, Ш. Монтескье и др.). Но провозглашенный приоритет не исключает применения репрессий, а благие намерения профилактики реализуются на практике очень слабо. Практически, в сегодняшнем мире «кризис наказания» признается во всех ведущих странах мира.

Происходит осознание неэффективности тюремного заключения, однако, оно по-разному рефлектируется в законодательной и правоприменительной деятельности.

Смертная казнь как антигуманное, неэффективное и противоречащее правам человека наказание отменено или фактически не применяется в 80 государствах, в том числе во всех европейских странах (кроме России и стран СНГ).

Общемировой «кризис наказания» проявился в России, усугубленный варварским наследием тоталитарного режима. Тревожный рост преступности и других негативных явлений, несмотря на некоторые изменения по отношению к репрессивно-запретительным мерам (сокращение доли приговоров к лишению свободы, уменьшение числа приведенных в исполнение смертных приговоров, несколько расширился доступ прессы, представителей общественных и церковных организаций в места заключения), репрессивная ориентация в целом сохраняется.

Сегодня общество нуждается в новой концепции и практике социального контроля. В самом общем виде определить стратегию и тактику социального контроля можно следующим образом:

- замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и (или) нейтральными формами, направление социальной активности в общественно одобряемое либо нейтральное русло;

- легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступлений без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков);

- создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической;

- реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;

- либерализация и демократизация режимов содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращение доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности;

- безусловная отмена смертной казни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.