Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В психологии, в том числе педагогической, к настоящему моменту сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехни­ческий)




Естественнонаучный подход направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных, об­щих законов природы. Психолог занимает позицию отстранен­ного исследователя, не влияющего на происходящее с исследу­емым объектом. Исключено влияние собственного отношения к происходящему, ценностей, которые признает исследователь. Различные типологии, классификации являются результатом использования математических методов обработки резуль­татов.

Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущ­ностных проявлениях человеческой природы: ценностях, смыс­лах, свободе, ответственности. Для этого подхода наиболее важ­ным становится не столько понимание психологических закономерностей и фактов, сколько отношение человека к этим фактам, смыслы, которые он им придает. В гуманитарном по­знании акцент смещается с выявления общих закономерностей на поиск индивидуального, особенного. Кроме того, в гумани­тарном подходе признается сложность, противоречивость и изменчивость человеческого бытия.

Педагогическая психология как наука нуждается в накоп­лении эмпирических данных, их систематизации и объясне­нии. Для этого в рамках естественнонаучной парадигмы сфор­мированы две исследовательские стратегии:

стратегия наблюдения, обеспечивающая сбор данных в контексте поставленной исследователем задачи, накопление эмпирического материала, для того чтобы в дальнейшем вый­ти на описание закономерностей наблюдаемого процесса или явления;

стратегия естественнонаучного констатирующего экспе­римента, которая позволяет обнаружить явление или процесс в контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Ребенок, педа­гог или родитель выступают здесь для психолога в качестве объекта исследования, испытуемого. Программа исследования формируется заранее, влияние психолога на изучаемый про­цесс должно быть сведено к минимуму;

Методы, которые традиционно использовались в педагогической психологии в целях диагностики, имеют высо­кий коррекционный потенциал. Так, детский рисунок, с одной стороны, может быть использован только как диагностический инструмент. С другой стороны, это хорошо отработанный ме­тод психологической коррекции.

Хорошая методика должна быть короткой, многофункциональной процедурой, существующей как в индивидуальном, так и в групповом варианте, легкой в обработке и по возможности однозначной в оценке полученных данных.

Основными методами педагогической психологии являют­ся следующие.

Наблюдение - целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объек­та. Наблюдение позволяет выявить психологические особенно­сти ребенка, учителя или родителя в естественных для них ус­ловиях. За ребенком можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками, за родителем - во время праздника, орга­низованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры поведения, а не интер­претировать их.

Ошибки наблюдения, связанные с личностью наблюдателя:

- «эффект ореола» связан со склонностью наблюдателя к обоб­щению поведения наблюдаемого. Так, наблюдение за ребенком во время уроков переносится на его поведение вообще;

- ошибка «ложного согласия» состоит в том, что наблюдатель в оценке поведения следует мнению окружающих, сложивше­муся о нем («все так говорят»);

- ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ори­ентироваться на типичные, «среднестатистические» для каж­дого человека поведенческие проявления, а не отличные от обычных формы (представление о том, что мальчики в среднем более активны и энергичны, чем девочки, может повлиять на ход наблюдения за особенностями отношений детей разных полов);

- ошибка «первого впечатления» является результатом пере­носа сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека.

Чтобы избежать указанных ошибок, желательно наблюдать за поведением конкретного человека длительное время, сопо­ставлять свои данные с результатами наблюдений других людей.

Разновидностью наблюдения являются дневники, которые могут вести родители и педагоги, описывая особенности разви­тия детей, их взаимоотношений с окружающими. Ценный ма­териал психолог может получить из дневниковых записей и самоотчетов, которые ведут участники тренингов и групп лич­ностного роста.

Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за соб­ственными психическими явлениями. Для его проведения у испытуемого должен быть сформирован высокий уровень аб­страктно-логического мышления и способность к рефлексии. Дети-дошкольники легче нарисуют свое состояние, чем будут рассказывать о нем.

Эксперимент - метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

По форме проведения выделяют естественный и лаборатор­ный эксперимент.

Естественный эксперимент был предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г. на I Всероссийском съезде по экспе­риментальной педагогике. Естественный эксперимент прово­дится в условиях привычной для испытуемого деятельности (на занятиях, в игре). Педагог может широко использовать этот метод в своей работе. В частности, изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение мате­риала, особенности его понимания и запоминания. Такие изве­стные в нашей стране педагоги, как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др. добились высоких результатов в обучении и воспита­нии детей благодаря экспериментированию, созданию иннова­ционных площадок в образовании.

Лабораторный эксперимент проводится в специально со­зданных условиях. В частности, особенности познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и др.) могут изу­чаться с помощью специально созданной аппаратуры. В педа­гогической психологии данный вид эксперимента практичес­ки не используется, так как возникает проблема переноса полученных в лабораторных условиях данных в реальную пе­дагогическую практику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.