Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Расчет учебного времени

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Расчет учебного времени

 

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:
  1. Предмет и объект исследования риска
  2. Классификация рисков
  3. Объекты риска (безопасности)
  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
10 мин.     20 мин. 20 мин 30 мин   10 мин.  

 

 

Используемая литература:

1. В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике

2. Каталог основных понятий Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. / Отв. ред. В.А. Владимиров.

3. С.К. Шойгу, В.А.Пучков и др. Безопасность России. Правовые, социально-
экономические и научно-технические аспекты. Многотомное издание.

4. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева.

5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Под общ. ред.
М.И. Фалеева.

 

Слово «риск» имеет древние корни — в переводе со староитальянского “risicare” означает «отважиться». Серьезное изучение проблем, связанных с риском, началось во времена Ренессанса, когда появилась теория вероятно­стей, однако наука о риске окончательно сформировалась только в последней четверти XX века. Последнее десятилетие показало, что наука о риске стано­вится одной из ведущих в XXI веке. Причина этого — в устойчивом росте мно­гообразия и масштабов проявления риска и связанных с этим проблем. С од­ной стороны, в связи с антропогенным воздействием на природную среду опасные природные явления стали менее предсказуемы; увеличение запасен­ной в объектах техносферы энергии увеличило разрушительную силу опасных техногенных явлений; в социальной среде расцвело такое опасное социальное явление, как терроризм; в связи с экономической глобализацией деловая окружающая среда стала еще более нестабильной, горизонт прогноза ее основных параметров сузился. С другой стороны, рост качества жизни сопро­вождается повышением чувствительности населения к негативным воздейст­виям, вызванным опасными явлениями природного, техногенного, социаль­ного и экономического характера.

Концепции развития в условиях риска в последние полвека получили зна­чительный прогресс благодаря в том числе ряду теорий, относящихся к слож­ным открытым системам: теории катастроф, теории бифуркаций, теории ан­самблей, теории хаоса и т. п. Эти теории относятся прежде всего к физиче­ским, химическим, биологическим и экологическим системам. Однако все бо­льше осознается их применимость к потребностям развития социоприродных, техносоциальных и социально-экономических систем. По-видимому, прорыв в науках, результаты которых применимы в практике бизнеса, — это дело не­далекого будущего. Важно понимать, что в настоящее время мы переживаем глубинные изменения в научной концеп­ции природы и человеческого общества. Эти изменения породили потреб­ность в новых отношениях между человеком и природой так же, как и между человеком и человеком. Идеи о нестабильности и флуктуациях начинают про­никать в социальные науки. Ныне мы знаем, что человеческое общество пред­ставляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огром­ное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложивших­ся на протяжении сравнительно короткой истории человечества.

Риски связаны со свойством неоднозначности происходящих в мире про­цессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Чем многовариантнее и туманнее будущее, тем выше риск. Риск — это неизбежная ре­альность для всех. Он был, есть и будет везде. Поэтому им нужно заниматься, им нужно управлять. В различной степени это возможно применительно к ри­скам, возникающим в природе, техносфере, обществе и экономике. Общее, что объединяет риски в природе, техносфере, обществе и экономике, — это единый в своей основе научно-методический аппарат его анализа.

Чем выше уровень социальной организации, тем многомернее понятие ри­ска, специфичнее методы анализа и управления риском.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос2. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности | ВОПРОС 1. Предмет и объект исследования риска
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.