Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологическое направление в гуманистической психологии К. Роджерса (1902-1987)

Тема 8: Психотерапевтические направления в гуманистической психологии

Феноменологическое направление изучения лично­сти человека исходит из субъективного восприятия че­ловеком внешнего мира и поведения — своего и дру­гих людей. Краеугольным камнем феноменологичес­кого подхода к личности является представление о том, что главное — не объективная реальность, а то, как она воспринимается и интерпретируется в данный мо­мент времени, т.е. для каждого индивида оказывается реальным то, что существует в пределах его внутрен­ней системы координат (или его субъективного мира), составляет базу для его субъективного восприятия и переживания и определяет его поведение. Иначе гово­ря, наше реагирование на те или иные события зави­сит от наших внутренних установок, которые и опре­деляют в конечном счете наше поведение. И, следова­тельно, поведение зависит не столько от объектив­ных критериев ситуации, сколько от интерпретации этой ситуации, порождающей то или иное реагирова­ние на нее.

И как результат такого представления у Роджерса была убежденность в том, что люди способны сами опре­делять свою судьбу (независимо от внешних обстоя­тельств и даже вопреки им) и поэтому ответственны за свое самоопределение. А поскольку люди, по представ­лениям сторонников феноменологического подхода, по своей природе добры и обладают стремлением к совер­шенству, то они в массе своей, естественно, движутся к зрелости на пути к самоактуализации. Здесь фено­менологическое направление смыкается с гуманисти­ческой концепцией Маслоу, на которую оно оказало не малое влияние.

Работая с невротиками и встречаясь с такими чело­веческими характеристиками, как зло и жестокость, страх и беззащитность, деструктивное отношение к себе и другим, регрессивность и антисоциальность и т.д., Род­жерс не терял убежденности в том, что по своей сути в норме человек добр и конструктивен, оптимистичен и социален, надо только найти эти черты в его личности (возможно, глубоко спрятанные и замаскированные не­вротическими проявлениями) и дать импульс для их развития. В этом плане Роджерс, как и Маслоу, глубо­ко расходился с Фрейдом, видевшим в человеке врож­денное зло и врожденную деструктивность.

По представлениям Роджерса, главным мотивом, способствующим продвижению человека вперед, явля­ется тенденция к актуализации, т.е. стремление со­хранять и развивать личность, а любой элементарный биологический мотив (голод, жажда, половое влече­ние и т.д.), являясь лишь одним из специфических проявлений основного мотива (стремления к актуали­зации) служит тем же целям — сохранять и развивать себя как личность. И, таким образом, стремление че­ловека к достижениям — это способ совершенствова­ния внутреннего потенциала, а не компенсация адлеровского комплекса неполноценности. Высшим выра­жением тенденции актуализации, по Роджерсу, явля­ется тенденция самоактуализации, которая никогда не насыщается, поскольку всегда остаются какие-то способности, которые еще можно развивать.

Не игнорируя полностью прошлый опыт человека, Роджерс все же отдавал предпочтение настоящему и будущему. Анализируя жизненные неудачи, он пред­почитал не обращаться к прошлому негативному опы­ту индивида, а строить реальность в пространстве «на­стоящее-будущее».

Важную роль в персонологических представлениях Роджерса играет Я-концепция, или самость человека с позиций его собственного восприятия в ситуации его различных жизненных ролей (ребенок, родитель, со­циализированная личность, студент, служащий и т.п.). При этом Я-концепция включает представления чело­века о себе в данный момент времени и желаемое со­стояние в будущем — Я-идеальное.

Роджеровское «Я» изменчиво (зависит от опыта), но при этом сохраняет в восприятии целостность, гештальт, действуя в понятиях гештальт-психологии: «фи­гура-фон». Поскольку Я-концепция развивается во вза­имодействии со средой и значимыми другими (родите­ли, сиблинги, друзья), она является продуктом социа­лизации, предусматривающей для более успешного протекания удовлетворение ряда важных условий. Это прежде всего потребность в позитивном внимании, которое может быть обусловленным либо безуслов­ным. Позитивное внимание необходимо ребенку для становления и развития его Я-концепции, т.е. само­сти, приводящей впоследствии к самоактуализации. Роджерс считал, что для успешной самоактуализа­ции человека ему необходимо в детстве безусловное позитивное внимание.

Для сохранения выработанной Я-концепции необ­ходима согласованность между самовосприятием и воз­можными переживаниями. Но бывают ситуации, ког­да переживания расходятся с самовосприятием, и тог­да это угрожает сохранению Я-концепции. В этом слу­чае организм включает механизмы защиты. Это, по Роджерсу, искажения восприятия и отрицание.

Искажение восприятия происходит, если неугодная информация допускается в сознание, но в настолько трансформированном виде, что не мешает прежнему самовосприятию и не отражается на Я-концепции (на­пример, получив плохую оценку, сильный студент объясняет это несправедливостью профессора, а не сво­ими недостаточными знаниями). Это Роджерс рассмат­ривает как рационализацию.

Отрицание заключается в отказе принимать реаль­но существующие негативные события, подрывающие собственную Я-концепцию. Понятно, что отрицание, доведенное до крайности, может привести к серьезной психопатологии.

Как психотерапевт, Роджерс предложил метод клиент-центрированной терапии, краеугольным камнем которой являлось эмпатическое отношение к клиенту, которое, по убеждению Роджерса, должно было способ­ствовать более быстрому процессу конструктивных лич­ностных изменений в клиенте.

Роджерс предлагает учитывать шесть условий, необходимых при терапии, центрированной на клиенте:

1) два человека (психоте­рапевт и клиент) находятся в психологическом контак­те;

2) клиент находится в состоянии дезадаптации, он раним и тревожен;

3) психотерапевт является гармо­ничным и интегрированным;

4) психотерапевт испыты­вает безусловное позитивное внимание к клиенту;

5) пси­хотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут­ренней системы координат клиента и стремится пере­дать свою эмпатию клиенту;

6) обязательно должна про­изойти передача клиенту эмпатийного понимания и бе­зусловного позитивного внимания психотерапевта.

Только при соблюдении этих условий и особенно в случае передачи клиенту эмпатии и позитивного вни­мания психотерапевта возникают условия для быстрых изменений и личностного роста клиента. При этом Роджерс считал, что за личностный рост ответственен сам клиент, а не терапевт, который лишь создает условия для его реализации, для устранения расхождения меж­ду переживаниями человека и его самостью.

Это долж­но привести индивида в соответствие с организмическим оценочным процессом, превратив его в «полноцен­но функционирующего человека», для которого Род­жерс установил пять основных личностных характе­ристик.

1) открытость к переживанию (для полноценно функционирующего человека не страшны спонтанно появляющиеся мысли и переживания, которые угрожа­ли бы ощущению собственной правоты, ему не нужны механизмы защиты, его Я-концепция при этом не испы­тывает угрозы, ибо он вполне самодостаточен);

2) экзи­стенциальный образ жизни (тенденция к полноцен­ной жизни с богатством и свежестью восприятия без трансформации переживаний в пользу внутренних ус­тановок);

3) организмическое доверие (способность че­ловека при выборе решения ориентироваться на свои собственные ощущения, а не на общепринятые, навя­занные средой традиции);

4) эмпирическая свобода (воз­можность делать свободный выбор, ориентируясь ис­ключительно на свои желания; естественно, речь не идет об абсолютной свободе, приводящей к асоциаль-ности);

5) креативность (т.е. развитие творческого по­тенциала, даже если встречается сопротивление со сто­роны общества).

Что касается психотерапии, то Роджерс, стоя на гу­манистических позициях центрирования на клиенте, довольно быстро добивался положительных результа­тов, повышая креативность и внутреннюю свободу своих пациентов. В этом отношении он является второй значимой после Фрейда фигурой, оказавшей значитель­ное влияние на психотерапевтический подход.

2. Экзистенциальное направление в гуманистической психологии (Р.Мея, Дж. Бьюдженталь)

 

Первоначально экзистенциальное направление именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен.

Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи философского экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др. Т.о. теоретические основания данного подхода уходят корнями в экзистенциальную философию и гуманистические ценности.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе.

Экзистенциальный психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы помочь пациенту внести фундаментальные изменения в свою жизнь, сделать ее более полной, подлинной и реализовать свой внутренний потенциал.

Основным процессом экзистенциальной психотерапии является внутреннее переживание пациентом своего бытия или существования в мире. Переживать свое бытие –означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность потока субъективных переживаний. Значительная часть усилий экзистенциального терапевта направлена на то, чтобы помочь пациенту признать ценность субъективности, понимаемой как внутренняя, интимная обособленная реальность, где человек живет наиболее подлинно. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия развивает у пациента способность к более глубокому внутреннему осознаванию, более глубокому чувствованию своих возможностей и ресурсов, эмоций и интенций.

В контексте современного понимания психотерапия рассматривается как метод, с помощью которого можно помочь каждому человеку найти свой собственный уникальный жизненный путь. Вместо того чтобы давать готовые ответы на вопросы клиента экзистенциальные психотерапевты дают возможность клиенту овладеть навыком, с помощью которого они сами смогут найти собственные ответы на возникающие в их жизни вопросы. Психотерапевт помогает в рождении на свет решений, которые уже существуют во внутреннем мире клиента.

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их.

Цель терапии — максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.