Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий их выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение доходности) и консолидацией займов (объединения нескольких займов в один), определением курсов облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению процентных ставок по государственному кредиту.

К управлению государственным долгом также относятся мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов срок действия которых истёк.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

В управлении государственным долгом, на сегодняшний день, существует ряд методов применяемых в мировой практике.

Списание долга, применяется если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности. Это
довольно невыгодный подход, так как:

1. на практике списание задолженности проводится один раз и на определённую сумму, а на оставшуюся сумму устанавливается жёсткий график платежей с серьёзными штрафными санкциями;

2. наличие мировых пороговых значений, при которых международные финансово-кредитные институты рассматривают возможность списания части долговых обязательств государств-должников.

табл.3.

Пороговые показатели внешней задолженности и положение России

 

Критерии Пороговые показатели Показатели России (2000г.)
     
ВВП на душу населения (дол./год)    
Внешний долг к ВВП (в %)    
Внешний долг к годовому экспорту (в %)    
Погашение и обслуживание долга к годовому экспорту (в %)    
Обслуживание внешнего долга к годовому экспорту (в %)    

 

Как видно из приведённых данных, только по одному критерию Россия превышает "пороговые" показатели, а в мировой практике "списание" считается оправданным, если из четырёх показателей три превышают критический уровень.

При решении проблемы государственного внешнего долга применяются различные схемы конвертации долговых требований. Остановимся на основных методах преодоления долгового кризиса:

Выкуп долга. Некоторые страны-должники имеют в своём активе значительные золотовалютные резервы или возможность их нарастить за счёт стимулирования экспортных отраслей. В таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Часть данных средств государства могли бы быть направлены на выкуп собственных долгов, которые торгуются на рынке с большим дисконтом, что свидетельствует об опасении инвесторов в отношении платёжеспособности заёмщика.

Однако, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов минимум по двум причинам: во-первых, нарушается принцип главенства кредиторов, т.е. их право на преимущественное получение любых свободных средств должника просрочившего платёж. Во-вторых возникают феномены "морального риска" и "обратного отбора", когда практический выигрыш получают наихудшие заёмщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом.

В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов.

Реструктуризация (секъютиризация) долга. – это основанное на соглашении прекращение обращения долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами в виде облигаций, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Иными словами основная идея реструктуризации (секъютиризации) заключается в том, что страна-должник эмитирует новые долговые обязательства, например в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств. Подобная схема реструктуризации реализуема на добровольной основе только в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к старым долгам. В противном случае ожидаемые платежи по старому долгу эквивалентны платежам по новому, который будет торговаться на рынке с таким же дисконтом, что и существующий. Снижение долгового бремени не произойдёт.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Данный механизм использовался в практике снижения долговой нагрузки России при переоформлении задолженности Внешэкономбанка в долговые обязательства России в виде облигаций.

Обмен госдолга на акции национальных компаний.

Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний или прямой обмен. На первый взгляд применение этого механизма позволяет решить две задачи: снизить объём внешнего долга и привлечение иностранных капиталов в экономику. Но на практике существуют определённые противодействия которые не всегда создают благоприятную ситуацию для кредиторов. Ведь государственный внешний долг в чистом виде имеет твёрдый график выплат и процентов, и капитальных сумм, а что касается перевода задолженности в акции, то здесь возникает зависимость возврата сумм долга от целого ряда экономических факторов в стране: уровня инфляции, политики валютных курсов, изменения законодательства, налоговой политики. Отрицательным моментом является и то, что на деле не делается реальных инвестиций в экономику, а просто переводятся ранее одолженные и давно использованные финансовые средства. Минусом является и то, что перевод средств из государственного сектора в частный не всегда проходит безболезненно для государства.

Досрочное погашение долгов. В связи с возросшими валютными резервами страны принято решение в 2005г. направить на погашение долга РФ перед Парижским клубом часть средств Стабилизационного фонда (7-10 млрд. долл.). Задолженность РФ перед Парижским клубом на 01 октября – 44,4 мрд. долл., это самый большой долг в структуре внешнего долга России (см. табл.1).

При этом если ранее страны-кредиторы требовали от России выкупать свои обязательства по номиналу (и долги и проценты по ним), то сейчас могут согласиться на дисконт. По графику РФ должна погасить свой долг к 2020г. Проценты по долгу составляют около 7% годовых. Согласившись на досрочное погашение долгов кредиторы потеряют свою прибыль, а нам будет не выгодно выплачивать полную сумму запланированных процентных платежей. В настоящий момент, в досрочном погашении заинтересованы обе стороны. У крупнейших российских кредиторов – Франции, Германии, Италии дефицит бюджетов превышает пороговые значения установленные Евросоюзом и получение средств счёт долга позволит им направить их на его погашение. Россия, при этом, снимает угрозу возможной перепродажи российского долга – странам участницам Парижского клуба, как это сделала Германия, покажет себя с лучшей стороны и это станет основанием для повышения кредитного рейтинга страны до инвестиционного со стороны международных рейтинговых агентств. Показав себя как хорошего заёмщика, государство и частные компании смогут в дальнейшем брать в долг и больше, и под более низкие проценты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Россия заёмщик
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.