Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины

Государство обладает некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальными полномочиями, может регулировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, осуществление государственной регистрации, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, и т.д. Оформление таких дел проводится за плату, которая потом поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Под государственной пошлиной понимается - сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (Ст. 333.16 НК РФ).

Особенности исчисления государственной пошлины

К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:

· обращаются за совершением юридически значимых действий;

· выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной:

· обращение в суды общей юрисдикции;

· обращение в арбитражные суды;

· обращение к нотариусу;

· государственная регистрация организаций и оформление иных юридических действий.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 253 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.

Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 253 НК РФ.

Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями установлены ст. 333.19 НК РФ.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах ст. 333.21 НК РФ.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации ст. 333.23 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий ст. 333.24 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами ст. 333.26 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации ст. 333.28 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы ст. 333.30 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора ст. 333.31 НК РФ.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий ст. 333.33 НК РФ.

При проведении проверки правильности исчисления государственной пошлины необходимо проконтролировать законность использования установленных льгот. Льготами по уплате государственной пошлины, могут воспользоваться следующие категории налогоплательщиков:

- государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

- бюджетные учреждения и организации;

- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- Центральный банк Российской Федерации;

- государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;

- организации и физические лица в предусмотренных законом случаях.

Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.

Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки - один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.

Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:

- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);

- банковские выписки по этим счетам.

В соответствии со статьей 333.42. налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с 25 главой НК РФ взимается государственная пошлина.

При проведении проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины следует обратить внимание на следующее:

1. При исчислении государственной пошлины за удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества третьим лицам в связи с внесением с 1 июля 2009 г. изменений в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) необходимо учесть положения, изложенные в письме Минфина РФ от 21.07.09 № 03-05-05-03/11 «Об уплате госпошлины при отчуждении доли в уставном капитале ООО»

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с пп. 7-10 данного пункта.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7-10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять способ оценки в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего способ оценки (абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ).

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ стоимость имущества, не предусмотренного пп. 7-9 данного пункта, определяется специалистами-оценщиками. Федеральный закон № 14-ФЗ не содержит требования об оценке доли или ее части при ее отчуждении участником.

В случае если цена покупки доли или части доли в уставном капитале установлена уставом общества, определения стоимости имущества специалистами-оценщиками исходя из положений пп. 5 и 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ не потребуется.

Пунктом 12 ст. 21 Закона № 14-ФЗ установлено, что доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества. В связи с этим за совершение данного юридически значимого действия должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, предусмотренных ст. 333.24 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.24 НК РФ установлено, что за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, уплачивается государственная пошлина в размере 500 руб.[4]

2. При проверке правильности взимания пошлины в нотариальных конторах по договорам купли - продажи, дарения, мены и свидетельствам о праве на наследство целесообразно произвести выборочные встречные проверки в органах бюро технической инвентаризации, ГАИ, в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству с составлением списков, по которым изменился владелец того или иного имущества.

Правильность взимания пошлины за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам, при этом за нотариальное удостоверение договоров купли - продажи (мены, дарения) должны быть использованы подлинники этих договоров, находящихся в органах бюро технической инвентаризации (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа).

При определении нотариального тарифа за удостоверение сделки целесообразно исходить из сравнительного анализа размеров, установленных за удостоверение сделок статьей 333.24 НК РФ, регламентирующего размер государственной пошлины за обязательные нотариальные действия, и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 22.1), устанавливающими размер тарифа за совершение действий, не требующих обязательной нотариальной формы.

При нотариальном оформлении документов выражающие волеизъявление (согласия, отказы и др.) тариф (500 рублей) взыскивается за удостоверение сделки, предмет которой не подлежит оценке (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ, подпункт 5 пункта 1 статьи 22.1 Основ о нотариате), за исключением случаев, когда законодательством при нотариальном оформлении таких документов предусмотрено нотариальное свидетельствование подлинности подписи лиц, их выдающих.

При совершении нотариальных действий, обязательная нотариальная форма которых не предусмотрена законодательством частнопрактикующий нотариус взимает тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ о нотариате (часть третья статьи 22 Основ о нотариате). Статья 22.1 Основ о нотариате не содержит положений о совершении нотариальных действий без уплаты нотариального тарифа.

Составление проекта документа, выполнение технической работы являются составной частью нотариального действия, за совершение которого может быть взыскан только нотариальный тариф. В связи с чем за составление проектов документов и выполнение технической работы отдельный нотариальный тариф или иной какой – либо вид оплаты не взимаются.

Учитывая ограничения, установленные для нотариальной деятельности статьей 6 Основ о нотариате, обязанность нотариуса оказывать содействовать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности (статья 16 Основ о нотариате), положения статьи 22 Основ о нотариате, предусматривающих, что оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, осуществляется путем взимания тарифа, установленного законом, взимание платы нотариусом за составление проектов и техническую работу не допускается.

При совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, оценка предмета договора и наследственного имущества осуществляется с учетом документа об оценке имущества (имущественных прав), выданного названными в Налоговом кодексе РФ лицами, органами (организациями)[5].

Оценка имущества (имущественных прав) осуществляется по рыночной стоимости, так как в главе 25.3 НК РФ, содержащей требование обязательного проведения оценки имущества (имущественных прав), не определен конкретный вид стоимости объекта оценки[6].

Правильность взимания пошлины за совершение исполнительных надписей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей.

За выдачу свидетельств, подтверждающих право на наследство, проверка производится по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы первым экземплярам свидетельств.

Проверяется правильность ведения книг реестров. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью и печатью.

Для определения правильности размера государственной пошлины могут быть использованы прилагаемые к договорам купли - продажи, дарения, мены, залога, раздела, а также доверенностям справки об оценке строений, заключения об оценке автомобилей и другие документы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проверка правильности оплаты депозитных операций по кассовой приходно-расходной книге депозитных сумм производится по корешкам квитанционной книжки, а также по карточкам лицевых счетов для записи движения поступивших в депозит сумм. Кассовая книга депозитных сумм и лицевые счета служат контрольным материалом для проверки выданных квитанций на принятые в депозит суммы.

Проверка правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в судебных органах, у мировых судей, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, может проводиться налоговыми органами на основе информации, полученной в соответствии со статьей 333.16 НК РФ.

В Минфине России с участием ФНС России разрабатывается проект Порядка представления Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, военными судами и мировыми судьями в налоговые органы информации о совершенных юридически значимых действиях, за которые уплачивается государственная пошлина.

В соответствии с указанным проектом Порядка в налоговые органы должна направляться информация от судебных органов и мировых судей о юридически значимых действиях, за которые уплачивается государственная пошлина.

 


[1] Физические лица, которые фактически находятся на территории России менее 183 дней в течение календарного года, налоговыми резидентами не являются.

[2] Перечень действующих двухсторонних договоров РФ об избежании двойного налогообложения по состоянию на 1 января 2009 г. состоит из 74 позиций. Письмо ФНС России от 15.01.2009 № ВЕ-22-2/20@

[3] При невозможности точно определить источник полученного дохода – в России или за ее пределами, необходимо направить в Минфин соответствующий запрос.

[4] Учет. Налоги. Право от 07.08.2009 - если компания в уставе определила твердую цену для продажи долей в уставном капитале, или установила определенный порядок для ее расчета, то пошлина за удостоверении сделки об отчуждении доли у нотариуса уплачивается в размере, установленном для сделок, предмет которых не подлежит оценке, то есть составит 500 руб. независимо от договорной или номинальной стоимости доли.

[5] Обоснование: части вторая и третья статьи 22 Основ, пункт 1 статьи 424 ГК РФ, подпункты 5-10, 12 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

[6] Основание: статья 7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункты 1, 13 статьи 40 НК РФ, часть вторая статьи 1115, абзац 3 пункта 1 статьи 1172 ГК РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проверка правильности исчисления и порядка уплаты НДФЛ | Упаковка и маркировка товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.