Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы прогнозирования

Классификация прогнозов в турбизнесе

Прогноз (греч. prognosis - знание наперед) - это род предви­дения, предсказания, получение информации о будущем.

В турбизнесе прогноз как результат процесса прогнозирования выражается в словесной, математической, графической или дру­гой форме суждения о возможном состоянии турпредприятия в будущий период времени.

Специалисты пользуются классификацией, которая включает в себя следующие виды прогнозов.

1. По временному охвату прогнозирование бывает краткосроч­ным, среднесрочным и долгосрочным.

В зависимости от коммерческой деятельности турпредприятия прогноз может быть краткосрочным, например прогнозы объемов продаж на неделю, месяц и год, среднесрочным - на 2 - 3 года и долгосрочным - 5 лет и более. Долгосрочные прогнозы называют перспективными. Нередко 5-летние прогнозы относят к средне­срочным.

2. По типам прогнозирование бывает поисковым, норматив­
ным, основанным на творческом видении.

Поисковый прогноз опирается на имеющуюся информацию, чтобы затем постепенно «проникнуть» в будущее. Его, в свою оче­редь, подразделяют на экстраполятивный (традиционный) и аль­тернативный (новаторский) подходы.

Экстраполятивный подход к прогнозу предполагает, что эко­номическое и другое развитие турпредприятия происходит ус­пешно и непрерывно. Прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления прогно­за оценивают прошлые показатели деятельности турпредприя­тия и тенденции их развития, затем переносят эти тенденции на будущее.

Альтернативный подход к прогнозу базируется на том, что вне­шняя и внутренняя среда турбизнеса подвержена постоянным из­менениям, вследствие чего развитие турпредприятия происходит не только успешно и непрерывно, но и скачкообразно т.е. прерывисто. В этом случае существует определенное число вариантов будущего развития турпредприятия.

Во-первых, в рамках альтернативного подхода прогнозирова­ние объединяет в единой логике ровный и скачкообразный спо­собы развития турпредприятия, создает синтетическую картину будущего; во-вторых, формируются прогнозы, включающие со­четание вариантов развития выбранных показателей и явлений.

Каждый из вариантов поискового прогноза лежит в основе осо­бого сценария будущего. Экстраполятивный и альтернативный подходы к поисковому прогнозированию опираются на количе­ственные и качественные методы прогнозирования.

Нормативный (нормативно-целевой) прогноз предполагает опре­деление общих целей и стратегических ориентиров турпредприятия на будущий период; оценку его развития, исходя из этих целей. Нормативное прогнозирование применяется тогда, когда турпред-приятие не располагает необходимыми историческими данными. В силу этого оно опирается на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное прогнозирование, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды турбизнеса.

Прогноз, основанный на творческом видении будущего, использу­ет субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода имеют формы «утопий» или «антиутопий» — литера­турных описаний вымышленного будущего. Такое прогнозирова­ние может использоваться для предсказания будущих результатов деятельности турпредприятия.

3. По степени вероятности будущих событий прогнозирование
бывает вариантным, инвариантным.

При вариантном прогнозе предполагается значительная неопреде­ленность будущей среды и наличие нескольких вариантов развития.

При инвариантном прогнозе предполагается один вариант раз­вития событий, который возможен в условиях высокой степени определенности среды, базируется на экстраполятивном подходе.

Каждый из вариантов развития учитывает специфическое со­стояние среды турбизнеса, определяя основные его параметры.

4. По способу представления результатов прогнозы подразделя­
ются на точечные и интервальные.

Точечные прогнозы - единственное значение прогнозируемого показателя, например среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5%.

Интервальные прогнозы - предсказание будущего, в котором предполагается диапазон значений прогнозируемого показателя, например среднедневной товарооборот в следующем месяце воз­растет на 5 - 8 %.

Применяются и другие виды прогнозов. Например, прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным).

Он может охватывать рынок целой страны, ограничиваться рын­ком определенного региона, охватывать локальный рынок отдель­ного турпредприятия.

Методы прогнозирования могут быть простыми (однородны­ми) и комплексными (прогнозирующими системами).

Простые методы объединяют однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (напри­мер, экстраполяция тенденций, морфологический анализ).

Простые (однородные) методы подразделяются на фактогра­фические, экспертные и комбинированные.

Фактографические методы (их называют поисковые прогно­зы) в свою очередь подразделяются на статистические (парамет­рические), в которые входят экстраполяция, интерполяция и ме­тоды аналогии, и на публикационные, в которые входят анализы динамики опубликования и патентования. Например, статисти­ческие методы включают в себя методы, основанные на построе­нии и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распростране­ние получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (мо­дель подобия), параметрический метод.

Экспертные методы (их называют нормативными прогнозами) подразделяют на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным методам относятся методы без аналитичес­кой обработки - это интервью, метод генерации идей, аналити­ческие экспертные оценки.

К коллективным методам относятся методы с аналитической обработкой: построение сценариев, метод дерева целей, морфо­логический анализ, метод коллективных экспертных оценок, ме­тод «Дельфи», матричный метод.

Комплексные методы (прогнозирующие системы) включают в себя метод прогнозного графа, метод Паттерн, методы профайл. Комплексные методы отражают комбинации методов, реализуе­мые специальными прогностическими системами (например, ме­тоды прогнозного графа, метод паттерн).

Комбинированные методы включают в себя методы со сме­шанной информационной основой, в которых наряду с эксперт­ной информацией используется и фактографическая.

В последнее время широко применяются следующие методы прогнозирования: статистические, скользящей средней и экспо­ненциальная средняя.

Статистические методы прогнозирования (экстраполяция по скользящей средней) применяются для краткосрочного исследования в том случае, когда данные динамического ряда не позво­ляют обнаруживать какую-либо тенденцию развития (тренд) того или иного процесса (из-за случайных и периодических колебаний исходных данных).

Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе сезонных колебаний уровней динамического ряда. Под сезонными колебаниями понимаются изменения уровня динами­ческого ряда, которые вызываются влияниями времени года. Проявля­ются они с различной интенсивностью в различных видах и формах ту­ристской деятельности: формирование, ценообразование, продвижение турпродукта и его потребление. Сезонные колебания цикличны, они по­вторяются через каждый год. Для этого надо иметь уровни колебания за каждый квартал (месяц, декаду).

Методика статистического прогноза по сезонным колебаниям осно­вана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезон­ных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода.

Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности, которые определяются отношением исходных (эмпиричес­ких) уровней ряда динамики к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Поскольку на сезонные колебания могут накладываться случайные отклонения, для их устранения производится усреднение индивиду­альных индексов, одноименных внутригодовых периодов анализируе­мого ряда динамики. Поэтому для каждого периода годового цикла оп­ределяются обобщенные показатели в виде средних индексов сезон­ности.

Методика прогнозирования сезонных колебаний базируется на рас­чете индексов сезонности. Метод средних индексов сезонности приме­няется для составления прогнозов объемных и качественных показате­лей: изменение цен, производительность труда, издержки производства и обращения, прибыль и др.

Для реализации турпродукта осуществляется прогнозирование мето­дом линейной регрессии, который базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции), - влияние вариации фак­торного показателя, например расходов на рекламу, и на результатив­ный показатель, например на объем продаж.

Метод скользящей средней состоит в замене фактических уров­ней динамического ряда расчетами, имеющими значительно мень­шую колеблемость, чем исходные данные. При этом средняя рас­считывается по группам данных за определенный интервал време­ни. Каждая последующая группа образуется со сдвигом на один год (месяц). В результате первоначальные колебания динамического ряда сглаживаются. Это называется сглаживанием рядов динамики (ос­новная тенденция развития выражается при этом в виде некоторой плавной линии). При прогнозировании исходят из предположения, что следующий во времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени.

Экспоненциальная средняя как метод используется при рассмот­рении скользящей средней в целях уточнения: чем «старше» на­блюдение, тем меньше оно должно оказывать влияние на величи­ну скользящей средней, влияние прошлых наблюдений должно затухать по мере удаления от момента, для которого определяется средняя. Одним из приемов сглаживания динамического ряда с учетом «устаревания» наблюдения является расчет специальных показателей, получивших название экспоненциальных средних, которые применяются в краткосрочном прогнозировании.

Основная идея метода состоит в использовании в качестве про­гноза линейной комбинации прошлых и текущих наблюдений.

Применение скользящей и экспоненциальных средних в каче­стве основы для прогностической оценки имеет смысл в относи­тельно небольшой колеблемости уровней. Данные методы прогно­зирования относятся к числу распространенных методов экстра­поляции трендов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перспективы развития турбизнеса | Прогнозы деловой активности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.