Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Виды СПЭ




Различают следующие виды судебно-психологических экспертиз:

1. Единоличная и комиссионная экспертизы (в зависимости от числа экспертов).

Данная классификация строится в зависимости от числа экспертов, проводящих экспертное исследование.

Единоличная экспертиза проводится одним лицом, обладающим специальными познаниями в области психологии.

Комиссионная экспертиза – это экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности (или узкой специализации). Обычно такого вида экспертиза требуется в случае ее особой сложности, трудоемкости или значимости по делу.

2. Основная и дополнительная экспертизы.

Основной является экспертиза, назначенная для решения поставленных перед экспертами вопросов.

Дополнительной по отношению к ней явится новая экспертиза, назначенная в связи с неполнотой или недостаточной ясностью прежнего (основного) экспертного заключения, но при отсутствии сомнений в достоверности его выводов. Дополнительная экспертиза проводится лишь тогда, когда неполноту либо недостаточную ясность основного экспертного заключения нельзя устранить с помощью допроса эксперта и последнему требуются дополнительные исследования.

3. Экспертизы первичные и повторные.

Первичная экспертиза проводится впервые по данному делу в отношении данного лица. Повторная экспертиза проводится вторично в отношении данного лица при наличии сомнений в обоснованности или правильности выводов первичной экспертизы. По делу может быть назначено несколько повторных экспертиз, которые по порядку их назначения именуются второй, третьей, четвертой и т.д.

Основное отличие между дополнительной и повторной экспертизами состоит в том, что при дополнительной экспертизе решаются вопросы, которые ранее не были разрешены, а при повторной – заново исследуются (перепроверяются) уже разрешенные вопросы. Поэтому дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту, а повторная – другому эксперту или другим экспертам.

4. Экспертизы однородные и комплексные.

Однородные экспертизы проводятся представителями одной отрасли науки, а комплексные – экспертами – специалистами разных отраслей научного знания.

Комплексная экспертиза – это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей либо узких специализаций (профилей), например, психолого-психиатрическая Э, психолого-лингвистическая, психолого-медицинская, психолого-техническая и др.

Особенность комплексного исследования заключается в том, что общим для экспертов выступает цель исследования, а способы достижения результатов могут быть различными. Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда достигаются полиаспектные (целостные) представления об исследуемом объекте.

С учетом сказанного комплексные психологические исследования классифицируются на следующие виды экспертиз[21]:

- психолого-медицинская (какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом заболевания? Могло ли подэкспертное лицо в результате определенной болезни сознавать значение своих действий и руководить ими?);

- психолого-психиатрическая (страдает ли испытуемый психическим заболеванием и если да, то каким? Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он мог руководить своими действиями?),

- психолого-криминалистическая,

- психолого-автотехническая,

- психолого-светотехническая,

- медико-психологическая,

- психолого-вокалографическая,

- психолого-искусствоведческая (например, экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания),

- психолого-педагогическая,

- психолого-лингвистическая (учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?).

5. Виды СПЭ по процессуальному положению подэкспертных – СПЭ в отношении таких процессуальных лиц, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший.

6. Предметные виды СПЭ (по характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений):

6.1. СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства

Поводом для назначения данной экспертизы могут служить:

• принципиальное несовпадение показаний свидетеля или по­терпевшего с другими материалами дела;

• данные о каком-либо особом психическом состоянии в момент восприятия информации, имеющей значение для дела;

• большой срок давности событий, составляющих содержание показаний;

• данные о личности свидетеля или потерпевшего (возраст, про­фессия, уровень интеллектуального развития, низкая степень владе­ния речью и т.д.), основанные на анализе условий восприятия и сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства;

• данные о характере воспринимавшегося раздражителя и т.д.

В подобных ситуациях можно рекомендовать следующие ти­повые вопросы.

• Учитывая индивидуальные особенности зрения (или другого органа чувств) свидетеля (потерпевшего) и конкретные условия, в которых происходило событие (указывается какое), мог ли свиде­тель (потерпевший) правильно воспринимать определенные об­стоятельства (указывается какие)?

Данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств де­ла может быть изменен или разделен на несколько отдельных вопросов, особенно в тех случаях, когда имелись проти­воречия в показаниях на разных этапах судопроизводства.

• Каковы основные индивидуально-психологические особенно­сти свидетеля?

• Мог ли свидетель в силу имеющихся у него индивидуально-психологических особенностей правильно воспринимать события преступления (указывается какие) и давать о них правильные пока­зания: а) в период допроса (указывается дата), б) в настоящее время?

Основанием для такой дифференциации могут служить сведе­ния об экстремальных условиях восприятия, динамике психического состояния субъекта, стрессовых условиях, в которых были даны пер­воначальные показания.

Более конкретные вопросы могут быть сформулированы сле­дующим образом.

• Обладает ли свидетель абсолютной чувствительностью зри­тельного (или другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (указывается какого)?

• Обладает ли свидетель разностной чувствительностью зритель­ного (или другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших ме­сто условиях восприятия ощутить изменение в силе раздражителей?

Если объектом экспертизы являются несовершеннолетние (мало­летние) свидетели или потерпевшие, предметом экспертизы может стать характерная для определенного возраста (и представителей неко­торых типов характера) тенденция к фантазированию, результатом которой могут стать показания свидетеля или потерпевшего.

Наряду с этим у некоторой части детей одной из ведущих черт ха­рактера на определенное время становится повышенная внушаемость. Как правило, это преходящее качество, однако в ряде случаев оно ста­новится устойчивой характерологической чертой и у взрослых.

Для установления этих индивидуально-психологических осо­бенностей формулируются следующие вопросы.

• Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к фантазированию?

• Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к внушаемости?

• Может ли свидетель с учетом выявленного у него уровня раз­вития речи давать правильные показания?

• Обладает ли свидетель такими особенностями внимания, па­мяти и мышления, которые могли способствовать запоминанию им информации (указывается какой) и сохранения ее на протяжении длительного времени (указывается какого)?

В необходимых случаях вопросы, направленные на установление способности испытуемого правильно воспринимать обстоятельства преступления, могут сочетаться с другими вопросами: о наличии фи­зиологического аффекта, психологических показателей беспомощно­го состояния, некоторых особенностей личности и характера и т.д.

Объектами данного вида экспертизы могут быть как взрослые, так и дети, являющиеся, как правило, свидетелями и потерпевшими по делу, хотя в некоторых случаях вопрос о способности правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания может быть поставлен и в отношении обвиняемого и подсудимого.

 

6.2. СПЭ физиологического аффекта и других психических состояний

Данная экспертиза проводится по делам о преступлениях, пре­дусмотренных ст. 104, 110 УК РФ, и других насильственных пре­ступлениях, когда имеются основания полагать, что убийство или другое насильственное преступление совершено обвиняемым в со­стоянии физиологического аффекта или ином конфликтном психи­ческом состоянии, возникшем в результате безнравственных и про­тивоправных действий потерпевшего (его виктимного поведения), под давлением других внешних обстоятельств.

Поводами для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время совершения инкриминируемого ему деяния:

- взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого;

- нанесение им большого количества ударов потерпевшему;

- интенсивность эмоциональных процессов;

- частичное ослабление сознательного, волевого контроля за своими действиями;

- неадекватность реакций на раздражители;

- неполнота восприятия происходящего, частичное запамятование обстоятельств расследуемого события;

- изменения в деятельности вегетативной нервной системы (по­бледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук);

- временное нарушение речи и т.п.

В подобных ситуациях на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

• Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого) (темперамент, харак­тер, особенности эмоционально-волевой сферы, предрасположен­ность к аффекту)?

• В каком психическом (эмоциональном), психофизиологиче­ском состоянии находился обвиняемый во время совершения ин­кpиминиpyeмыx ему действий и какими факторами оно было обу­словлено (постоянная интоксикация, переутомление, эмоциональ­ное потрясение, бессонница и др.)?

• Находился ли обвиняемый во время совершения инкримини­руемых ему действий в состоянии физиологического аффекта?

• Каков вид воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего и в целом роли окружаю­щей среды)?

• Учитывая особенности эмоционального состояния обвиняе­мого, в какой мере он мог осознавать значение своих действий и руководить ими?

Объектом данного вида экспертизы чаще всего являются лица, обвиняемые в убийстве, нанесении тяжких телесных повреждений, реже - потерпевшие по делам об изнасиловании, а также лица, со­вершившие попытку к самоубийству или завершенный суицид. Однако в практике встречаются случаи, когда экспертиза данного вида назначается по делам иных категорий, например в случаях, когда преступление совершено в каких-либо экстремальных условиях.

При установлении в ходе СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, фрустрации и пр.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы, чтобы профессио­нально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.

 

6.3. СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании

Объектом данной экспертизы являются, как правило, несовер­шеннолетние лица женского пола. Но в практике встречаются, случаи, когда экспертиза этого вида назначается в отношении взрослых девушек и женщин в связи с необходимостью решения вопроса о наличии у них в момент совершения в отношении них противо­правных действий психологических показателей беспомощного со­стояния, когда они в силу своего физического и психического со­стояния не могли понимать характер и значение совершаемых с ни­ми действий или оказывать сопротивление виновному. В редких случаях объектом такой экспертизы бывают мужчины, потерпевшие от половых преступлений.

Чаще всего поводом для назначения этого вида экспертизы яв­ляются данные о физическом или психическом насилии со стороны обвиняемого и пассивности либо других вариантах неадекватных действий потерпевшей.

В подобных ситуациях могут быть поставлены следующие типо­вые вопросы.

• Каковы основные индивидуально-психологические особенно­сти личности потерпевшей?

• В каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления?

• Могла ли потерпевшая, учитывая имеющиеся у нее индиви­дуально-психологические особенности личности, особенности ее психического состояния в период (указывается какой) совершения преступления, знаний в области интимных отношений, правильно оценить характер совершаемых с нею действий?

• Могла ли потерпевшая, учитывая свойственные ей индивиду­ально-психологические особенности и психическое состояние в момент совершения преступления, оказывать сопротивление обви­няемому?

Если сомнения в психическом состоянии потерпевшей подкре­пляются данными, указывающими на ее полную заторможенность и пассивность или, напротив, сильное возбуждение в период, отно­сящийся к событию преступления, то следует иметь в виду, что в ситуациях такого рода может возникнуть аффект страха. В подобных случаях может быть поставлен вопрос.

• Не находилась ли потерпевшая в период совершения по отно­шению к ней противоправных действий в состоянии физиологиче­ского аффекта или каком-либо другом экстремальном эмоциональ­ном состоянии?

Поскольку возникновению беспомощного состояния часто пред­шествует психическое насилие со стороны виновного, а также пря­мое или косвенное внушение с его стороны, то перед экспертами­ психологами могут быть поставлены следующие вопросы.

• Являлось ли психическое состояние потерпевшей следствием действий обвиняемого, и если являлось, то каких именно?

• Не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости?

В необходимых случаях на разрешение данной экспертизы мо­гут быть поставлены и такие вопросы.

• Имеются ли у потерпевшей признаки умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием, и если имеются, в чем они выражаются?

• Учитывая особенности психического развития потерпевшей, могла ли она в полной мере сознавать значение сложившейся си­туации и предвидеть возможные последствия своего поведения?

В результате адекватных ответов на поставленные вопросы жертв изнасилования можно отнести к следующим трем специфическим группам:

1) группе случайных жертв (здесь всегда есть определенная обо­ронная позиция по отношению к агрессору);

2) группе неосознанно провоцирующих сексуальное поведение преступника (это женщины, легко устанавливающие случайные зна­комства, демонстрирующие при общении личную сексуальную опыт­ность, но застигнутые врасплох развитием событий);

3) группе «жертв», сознательно провоцирующих сексуальное по­ведение преступника с предполагаемой целью в последний момент выйти из сложившейся ситуации (но это им, однако, часто сделать не удается).

Психологически обоснованное (после результатов специального обследования) отнесение взрослых потерпевших по делам об изна­силовании к одной из указанных групп предоставляет суду возможность более правильно установить причины и условия, способст­вующие совершению изнасилования.

 

6.4. СПЭ индивидуально-психологических особенностей

Данный вид экспертизы проводится в тех случаях, когда:

а) вызывают сомнения, имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого;

б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенно­стей обвиняемого (подсудимого) со стороны разных свидетелей;

в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведе­ния человека и мотивации конкретных поступков как важных об­стоятельств, характеризующих личность;

г) необходимо исследовать отдельные психологические особен­ности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преоб­ладающее настроение, темп и характер решения мыслительных за­дач и т.д.), способных существенно влиять на мотивацию поведения субъекта, в том числе на формирование у него намерения совер­шить преступление;

д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических осо­бенностей.

Объектом данного вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсу­димые. Практика показывает, что если предыдущие виды эксперти­зы проводятся в основном на предварительном следствии, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей - главным образом в судебном заседании. Это понятно, так как судьи бывают крайне заинтересованы в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому по­является возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и принять взвешенное, законное и обос­нованное решение по делу с учетом индивидуально-психологи­ческих особенностей подсудимого.

На разрешение данного вида экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

• Каковы индивидуально-психологические особенности лично­сти подсудимого (темперамента, характера, интеллекта, эмоциональ­но-волевой и мотивационной сфер)?

• Каковы основные особенности мотивации поведения подсудимого? • Обладает ли подсудимый повышенной внушаемостью (или ка­ким-либо другим качеством, которое интересует суд, например ри­гидностью мышления, импульсивностью, эмоциональной неустой­чивостью и т.д.)?

• Обладает ли подсудимый такими индивидуально-психологи­ческими особенностями, которые могли повлиять на формирование у него намерения на совершение инкриминируемого ему деяния (указывается какого)? • Мог ли обвиняемый (подсудимый), учитывая его индивиду­ально- психологические особенности, правильно воспринимать рас­сматриваемые в суде события (указывается какие) и давать о них правильные показания (указывается когда)?

• Мог ли подсудимый, учитывая его индивидуально-психологи­ческие особенности, сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими?

• Как на основе психологического исследования личности об­виняемого (подсудимого) и его психического состояния в период совершения преступления могут быть объяснены его действия (ука­зывается какие) в определенный период (указывается в какой)?

Для характеристики личности подсудимого и его противоправ­ных действий могут иметь значение данные о характере его межлич­ностных отношений с ближайшими родственниками, друзьями и т.д. В этом контексте может быть поставлен, например, такой вопрос.

• Учитывая данные психологического исследования, как мо­гут быть охарактеризованы внутрисемейные отношения подсудимо­го и его жены? Имелись ли в их взаимоотношениях признаки пси­хологической несовместимости?

Психологическое исследование индивидуально-психологических особенностей личности проводится и при проведении других видов экспертизы, в том числе и рассмотренных ниже.

 

6.5. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых

Основной задачей данного вида СПЭ является установление спо­собности отстающих в развитии, но психически здоровых подрост­ков полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

В основе ответа на этот главный вопрос лежит психологическая диагностика уровня психического развития подростка, свидетельст­вующего о том, достиг ли подросток в своем развитии возраста уго­ловной ответственности. Главная задача экспертизы в данном слу­чае состоит в установлении индивидуально-психологических осо­бенностей, которые могут оказывать влияние на способность субъ­екта в момент совершения преступления сознавать значение своих действий и руководить ими.

В подобных ситуациях перед экспертами-психологами могут ставиться следующие типовые вопросы.

• Имеются ли у подростка признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются?

• Учитывая особенности психического развития несовершен­нолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

• Учитывая особенности психического развития несовершен­нолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

При проведении экспертиз данного вида нередко складывается ситуация, когда необходимо применение специальных познаний в области как психологии, так и психиатрии, а также в такой специ­фической области прикладной психологии, как дефектология.

Совместные усилия психологов и психиатров в области экспер­тизы несовершеннолетних правонарушителей необходимы для ре­шения вопроса о задержках психического развития детей и подро­стков вследствие олигофрении, причем наибольшие трудности вызы­вает диагностика ее невыраженной степени - дебильности.

В этих случаях необходимо проведение комплексной психолого­психиатрической экспертизы с постановкой перед экспертом вопросов.

• Страдал ли ранее и не страдает ли в настоящее время несо­вершеннолетний психическими заболеваниями?

• Обнаруживает ли несовершеннолетний признаки задержки ум­ственного развития, и если обнаруживает, то в чем они выражаются?

• Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и осо­бенности его психического развития, мог ли он полностью созна­вать значение своих противоправных действий (указывается какие именно) и в какой мере мог руководить ими?

Если же судебно-психиатрическая экспертиза проведена до пси­хологической и ею установлено наличие психического заболевания у подростка в период совершения им инкриминируемых ему деяний, то необходимость в проведении СПЭ чаще всего отпадает.

Если же проведенной судебно-психологической экспертизой ус­тановлено, что несовершеннолетний не страдал и не страдает каким-­либо психическим заболеванием, включая и олигофрению, но у следо­вателя и суда остаются сомнения в отношении его умственного раз­вития, то назначение судебно-психологической экспертизы следует считать обоснованным и даже необходимым. В результате ее проведения в данном случае может быть решен вопрос об уровне (в частности, снижении) психического развития, обусловленном не болезненными процессами, а, например, педагогической запущенностью.

6.6 СПЭ для установления социально-психологической структуры преступной группы

Данный вид экспертизы, как правило, назначается в период предварительного расследования преступлений, совершенных несо­вершеннолетними лицами в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной или криминальной направленностью. На ос­нове изучения собранных по делу материалов и индивидуально-­психологических особенностей участников группы психологи-экспер­ты могут дать ответы на следующие вопросы.

• Кто из обвиняемых имеет психологические особенности лич­ности (какие), позволяющие ему занимать лидирующее положение в данной преступной группе?

• Кто из обвиняемых имеет такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, подчиняемость, слабые волевые качества?

• У кого из обвиняемых уровень психического развития (в том числе интеллектуального, эмоционального) значительно снижен по отношению к другим?

Могут быть поставлены и другие вопросы, направленные на раскрытие структуры взаимоотношений в преступной группе, в том числе и в отношении совершеннолетних лиц, если имеется воз­можность провести психологическое изучение личности каждого ее участника (в отдельных случаях - по материалам дела).

 

6.7. СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

Основным объектом данного вида СПЭ являются лица, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водители автомобилей, железнодорожных со­ставов, летчики, операторы энергетических установок и т.д., по ви­не или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т.п.). При этом у следователя или суда возни­кают сомнения в их способности (психофизиологических возможностях) выполнять функции по управлению техникой.

В роли экспертов по данному виду экспертизы выступают спе­циалисты в области психологии труда и инженерной психологии.

В настоящее время такая экспертиза применяется при расследо­вании происшествий на всех видах транспорта (железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском), хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследова­нии дорожно-транспортных происшествий (ДТП). СПЭ в данном случае направлена на установление момента, когда водитель, с уче­том его индивидуальных психофизиологических возможностей, имел техническую возможность предотвратить данное ДТП. Объектом экспертизы могут быть не только водители, но и потерпевшие и сви­детели - очевидцы.

Перед экспертами-психологами прежде всего ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), с учетом его индивидуальных психологических и психофизиологических особен­ностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства ДТП в своих показаниях.

Кроме того, могут быть поставлены вопросы, направленные на установление психофизиологических особенностей водителя, а так­же вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и тех условиях, в которых произошло ДТП.

СПЭ потерпевших компетентна выявить особенности их вос­приятия, характерные для них особенности формирования оценоч­ных суждений. Конкретные вопросы могут касаться характеристик памяти, внимания, восприятия, времени реакции в условиях, в ко­торых имело место ДТП.

Особый интерес представляют выводы экспертов-психологов относительно психического состояния водителя в момент ДТП, по­скольку наряду с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, психическое состояние оказывает влияние на тече­ние всех психических процессов, участвующих в обеспечении дея­тельности водителя. Перед экспертом в связи с этим могут быть поставлены вопросы о том, не является ли данная ситуация экстремальной, и если является, то какими признаками она характеризу­ется; не находился ли водитель в каком-либо особом психическом состоянии в момент ДТП (стресса, фрустрации, напряжения, тревоги, страха, утомления и т.д.).

Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят про­исшествия, связанные с управлением различной техникой, предста­вителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация со специалистами в области психологии труда и ин­женерной психологии, которая позволит правильно сформулиро­вать вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

6.8. Посмертная СПЭ

Объектами посмертной судебно-психологической экспертизы, как правило, являются:

а) лица, совершившие самоубийство;

б) погибшие в результате совершения преступления (убийства), в отношении которых для установления истины по делу требуется посмертное исследование их индивидуально-психологических осо­бенностей.

В первом случае СПЭ проводится для установления психологи­ческих причин, способствовавших совершению самоубийства, что имеет важное значение для исследования вопроса о том, имел ли место факт доведения до самоубийства, во втором случае - для ус­тановления личностно-психологических особенностей, важных для оценки отношений между погибшим и обвиняемым.

Вопросы, которые ставятся на решение экспертов, во многом сов­падают с изложенными выше и направлены на получение ответа о психическом состоянии лица в исследуемый промежуток времени. Так, при расследовании самоубийства могут быть поставлены вопросы.

• В каком психическом состоянии находился погибший в пе­риод, непосредственно предшествующий самоубийству, и какими факторами оно было обусловлено?

• Не находился ли погибший в состоянии стресса, фрустрации, аффекта или ином экстремальном психическом состоянии?

• Каковы были основные индивидуально-психологические осо­бенности погибшего и в какой мере они нашли свое выражение в совершении самоубийства?

Крайне важна роль данной СПЭ для разграничения случаев инс­ценировки убийства под самоубийство или суицида от смерти в результате несчастного случая.

Для определения суицида и исключения других причин смерти ключевым является такой признак личности, как намерения, который может быть обнаружен как в вербальном, так и в невербальном материале - записных книжках, аудио- и видеозаписях, дневниках, рисунках и т.д.

К их числу относятся следующие обстоятельства:

1) неожиданные, не согласующиеся со стилем жизни эксперти­руемого лица приготовления к смерти. Например, проявления не­объяснимой щедрости, неожиданное раздаривание имущества, вне­запно возникающая активность по обеспечению будущего детей, любимых животных и т.п.;

2) появление в разговорах тем прощания, неизбежности смерти, желания уйти из жизни (например, высказывания: «Мне уже ниче­го не мило», «Вам будет грустно без меня», «Вы для меня много значите», «Пусть у вас будет хорошая жизнь»);

3) проявление бессилия, беспомощности;

4) проявление сильной физической или душевной боли, страда­ния (например: «Эта боль меня убивает. Я не в силах больше ее выносить», «Это выше моих сил», «Я так больше не могу»);

5) интерес к смертоносным средствам и способам ухода из жиз­ни (приобретение оружия, накопление потенциально смертоносных лекарств и т.п.);

6) меры предосторожности, направленные на то, чтобы не поме­шали совершить суицид, чтобы не могли спасти (выбрано уединен­ное место, двери заперты и т.п.);

7) указания на то, что покойный знал потенциальные возможно­сти выбранных им средств смерти (например, знал летальную дозу употребленного им ядовитого вещества);

8) попытки и угрозы суицида в прошлом;

9) стрессовые события или ощутимые потери, как состоявшиеся, так и предстоящие (например, потеря близкого, крах карьеры, финансо­вое банкротство, ожидание неизбежных изменений);

10) тяжелые депрессии или психические расстройства. Под депрес­сией в данном контексте понимается не кратковременное уныние и упадок настроения, а психическое расстройство, характеризующееся стойкой и всеобъемлющей потерей интереса к жизни на протяжении достаточно длительного времени (от двух недель и более). Дополни­тельными индикаторами депрессии служат гипертрофированное чувство вины и угрызений совести, общий упадок сил, потеря аппетита, заметное изменение веса тела. Поскольку депрессия относится к кате­гории возобновляющихся (возрастных) заболеваний, наличие депрес­сии в прошлом свидетельствует о серьезности проблемы.

Об ухудшении психического здоровья может свидетельствовать появление признака неопрятности (нежелание и неспособность следить за собой, своим внешним видом), резкое ухудшение взаимоотношений с окружаю­щими, а также предшествующая психиатрическая госпитализация.

В случае наступления смерти от передозировки лекарств или наркотиков необходимо выяснить, имел ли покойный представле­ние о потенциальной опасности употребляемых препаратов; как он их приобрел (по рецепту, купил с рук, заранее собирал и накапли­вал); имелись ли раньше случаи передозировок и какие меры лече­ния применялись; соблюдались ли неукоснительно предписания и меры предосторожности при употреблении лекарств.

Собранные и проанализированные данные психолог представ­ляет в виде письменного заключения. При возникновении сомне­ний в наличии суицидального намерения у погибшего может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Заключение

СПЭ представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом – экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. Компетенция СПЭ определяется через выделение круга вопросов психологического содержания.

СПЭ отличается определенным порядком ее назначения, выбора экспертов, постановкой вопросов и оценкой заключения.

Существуют различные виды СПЭ: единоличная и комиссионная экспертизы, основная и дополнительная, первичная и повторная, однородная и комплексная и другие.

Особое значение имеет грамотная постановка вопросов следователем при назначении предметных и других видов СПЭ.


[1] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М.: УКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 166.

[2] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 224.

[3] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. С. 252.

[4] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 8.

[5] Там же. С. 8-14.

[6] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 412.

[7] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225.

[8] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 17.

[9] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 251.

[10] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225.

[11] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 251-253.

[12] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 57.

[13] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 254.

[14] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 48.

[15] Там же. С. 52.

[16] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225.

[17] Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 225.

[18] Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 51.

[19] Там же. С. 79.

[20] Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 187.

[21] См. об этом: Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов-на-Дону, 2007.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.