Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкетирование. Метод опроса и его разновидности

Метод опроса и его разновидности

Если источником информации выступают люди, то используется метод опроса.

Опрос – это совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы на которые и дают необходимую информацию. Опрос применяется тогда, когда мало статистической и документальной информации, когда явление малодоступно непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

· личный или опосредованный (почтовый, телефонный и т.п.);

· индивидуальный или групповой;

· устный или письменный;

· сплошной или выборочный.

Разновидности опроса:

· Анкетирование – опосредованный, письменный опрос.

· Интервьюирование – устный опрос.

· Экспертный – опрос компетентных лиц.

· Социометрический – выявляет социально-психологические проявления межличностных отношений в малых социальных группах.

Анкета – это система вопросов. Анкета состоит из титульного листа, вводной части, которые могут быть совмещены; основной и социально-демографической (паспортички) частей.

Вводная часть – это обращение к респондентам. Требования к вводной части анкеты:

· обязательно правильное обращение к респонденту;

· указана цель опроса и его значение;

· отмечено, как будут использованы результаты;

· гарантии анонимности;

· пояснены правила заполнения анкеты;

· благодарность за участие в анкетировании.

Содержание вводной части должно быть ясным, предельно кратким и вызывать желание заполнить анкету.

Основная часть состоит из тех вопросов, ответы на которые должны помочь решить задачи исследования, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. Требования к основной части анкеты:

· необходимо провести логический контроль (о чем спросить, почему спросить, в какой форме);

· работают ли вопросы на тему (на задачи исследования);

· понятны ли вопросы;

· проверить не содержат ли вопросы подсказок, не являются ли «лобовыми»;

· понятна ли (правильна) формулировка вопроса;

· не забыты ли такие варианты, ответов как «не знаю», «затрудняюсь...»;

· не вызывают ли вопросы отрицательных эмоций;

· правильно ли расположены вопросы: 1/простые – для включения в работу; 2/наиболее трудные; 3/интимные и контрольные;

· использована ли разбивка на тематические блоки;

· соблюдаются ли переходы, связки с помощью специальных обращений.

Классификация вопросов анкеты:

· по содержанию – о фактах, о мотивах (условные, безусловные, демографические);

· по структуре – открытые, закрытые, полузакрытые.

· по форме – прямые – косвенные; личные – безличные.

· по функции – основные (фильтр, на интенсивность мнения), неосновные, уточняющие (ловушка, контрольный).

Характеристика вопросов по содержанию.

1. Вопросы о фактах отражают действия и результаты действий людей. С их помощью получают данные о происходящих событиях. Ответы являются высокодостоверными, если не касаются действий, которые, по мнению респондента, заведомо не одобряются («Вы курите?»). К вопросам о фактах относятся и демографические вопросы.

2. Вопросы о мотивах выявляют мнение людей, касаются оценки явлений. Они вызывают затруднение при ответах, так как касаются интересов людей, поэтому их достоверность намного ниже. Для повышения достоверности этих ответов используют уточняющие вопросы (см. вопросы по функциям).

Вопросы о мотивах по ситуации могут быть условные и безусловные. Безусловные вопросы касаются реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, «Нравится ли Вам заниматься в этой группе здоровья?». Условные вопросы касаются воображаемой ситуации. Например, «Представьте себе, что Вы включены в сборную России,..».

Характеристика вопросов по структуре.

1. Открытые вопросы – это вопросы, ответы на которые дают респонденты в свободной форме. Например, «Какие виды спорта Вы считаете наиболее зрелищными?».

2. Закрытый вопрос предполагает набор возможных вариантов ответов. Он бывает двух типов: дихотомический (с вариантами ответов «Да» или «Нет») и с веером ответов. Надо иметь в виду, что перечень вариантов должен быть достаточно полным. Так как все варианты предусмотреть трудно, то следует использовать такие варианты, как: «не знаю», «затрудняюсь с ответом». Нужно учесть, что респонденты, как правило, обращают внимание на первый и последний варианты.

3. Полузакрытый вопрос предусматривает набор вариантов ответов и возможность свободного ответа в виде варианта «Другое».

Характеристика вопросов по форме.

1. Прямой вопрос указывает на объект, о котором нужна информация. Прямые вопросы направлены на выяснение мнения респондента по проблеме исследования и касаются непосредственно задач исследования. Например, «Будет ли у Вас на этой неделе тренировка?»; «Что Вы думаете о...» или «Считаете ли Вы...?». Так как на прямые вопросы не всегда охотно отвечают, то для их уточнения используют вспомогательные, уточняющие вопросы.

2. Косвенные вопросы, в отличие от прямых, не указывают конкретно на объект, о котором необходимо получить информацию (знание). Они дают дополнительные сведения о респонденте (демографические, о его интересах, предпочтениях и т.д.). Например, «Что Вы будете делать на следующей тренировке?», «Что Вы предпочитаете: сходить в театр, кино, дискотеку?», Здесь приведены три суждения о событиях (X), какое из них Вы считаете наиболее верным?».

3. Личные вопросы касаются свойств, качеств, фактов жизни респондента, демографических данных (возраста, пола и т.д.).

4. Безличные вопросы касаются оценки ситуации, мнения о событии, знания о чем-то, например, «Достаточно ли 2-х часов ежедневных занятий, чтобы достичь результата КМС?».

Характеристика вопросов по функциям.

1. Основные вопросы предназначены для получения точной информации об изучаемых явлениях. Через них раскрывается основная идея исследования. Так как эти вопросы затрагивают интересы людей, то нужно выяснить, искренним ли был ответ.

Разновидностью основного вопроса является вопрос на интенсивность мнения, с его помощью дают качественную и количественную оценку (в баллах и процентах). Например, «Оцените уровень своей технической подготовки к первенству России по 5-балльной системе». Качественная оценка выражается с помощью понятий «отлично», «хорошо», «средне», «удовлетворительно» и т.п.

К основным вопросам относится и фильтрующий вопрос (фильтр). Он отделяет респондентов, мнение которых исследователя не интересует. Например, «На следующий (один, два, три) вопроса отвечают мастера международного класса» или «На следующий вопрос отвечают те, кто на предыдущий ответил «Да».

2. Неосновные вопросы не касаются непосредственных задач исследования (демографические и т.д.).

3. Уточняющие вопросы: ловушка и контрольные вопросы. Контрольный вопрос проверяет правильность или искренность ответов на основные вопросы. Между основным и контрольным должно быть 3-5 других (промежуточных) вопросов. Например: основной вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?», контрольный: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?».

Или основной вопрос: «Сколько времени Вы уделяете тактической подготовке на тренировке?», а контрольные вопросы могут быть об объеме тактической подготовки за тренировку, об объеме общей физической подготовки и общем времени тренировки. Сопоставив ответы, можно проверить правдивость ответа на основной вопрос.

Ловушка направлена на выявление искренности, компетентности, на обнаружение безграмотности в ответах. Ловушка может состоять из набора вариантов ответов (среди которых есть неверные). Например: основной вопрос «Постоянно ли Вы читаете газету «Спорт-экспресс» («Да», «Нет»)?», ловушка «Какая из статей последнего номера Вам понравилась?».

Социально-демографическая часть анкеты (паспортичка) дает информацию о социальном статусе респондента (поле, возрасте спортивной квалификации и др.), которая нужна для анализа собранных данных, для оценки представительности респондентов, для проведения сравнительных исследований.

Только если все части анкеты соответствуют перечисленным критериям, анкету можно передать для изготовления и использования в пилотажном исследовании.

Преимущества анкетирования:

· широта охвата;

· позволяет составить массовую картину об объекте;

· не оказывает влияние на личность;

· ощущение анонимности;

· не требует от кадров высокой квалификации;

· информация собирается за короткий срок;

· респондент сам выбирает удобное время и ритм заполнения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выборочное исследование в социологии | Экспертный опрос (или метод экспертной оценки)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.