Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскол Русской церкви




Ереси

ЦЕРКОВНЫЕ ТЕОРИИ

«Москва – третий Рим» – политическая теория, возникшая в годы правления Ивана Великого. К 1492 относится первое упоминание митрополитом Засимой формулы «Москва – третий Рим». Окончательно сформулирована в 1510-1511 монахом Филофеем: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь – пал от турок-османов, третий Рим – Москва – будет стоять вечно. Четвёртому Риму не бывать».

 

Ересь стригольников (кон. XIV – кон. XV вв.) – в Великом Новгороде. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум, отвергали священство, иконы, считали, что не имеет смысла постоянно посещать церкви, – молиться можно везде.

Ересь жидовствующих (кон. XV – нач. XVI вв.) – в Великом Новгороде, а затем в Москве. Они отрицали священство, монашество, поклонение иконам, мощам и кресту, не признавали божественности Исуса Христа, считая его только пророком, и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землёй и крестьянами.

 

Иосифляне (стяжатели) – Иосиф Волоцкий – отстаивали право церкви владеть землёй и крестьянами. Нестяжатели (сореане) – Нил Сорский – возражали против накопления богатств и земельных владений церкви.

Иван Великий поначалу поддерживал нестяжателей, но на церковном соборе 1504 г. поддержал иосифлян. В 1531 г. нестяжатели были осуждены, а их лидеры – казнены или отправлены в ссылку. Церковные иерархи провозглашали самодержца царём земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

В 1551 г., на Стоглавом соборе, иосифляне представляли абсолютное большинство. В 1589 г. они смогли установить Русское патриаршество.

 

 

Борьба бояр за престол

После смерти Василия III (1533) великим князем стал его трёхлетний сын Иван IV. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана. В период её правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Было запрещено покупать землю у служилых людей, усилен контроль за ростом монастырского землевладения, приняты меры по сокращению податного и судебного иммунитета церкви.

1535 – денежная реформа – устранение разнобоя между московской и новгородской денежными системами.

В эти годы была предпринята попытка изменить управление на местах: из среды служилых людей избирались губные старосты, им в помощь из числа черносошных крестьян избирались целовальники. В ведении губных старост находились вопросы судопроизводства по наиболее важным вопросам, и прежде всего о «разбое» и «татьбе». После смерти Елены Глинской в 1538 г. началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Вольских, Шуйских, Воронцовых. Одни из бояр (Глинские, Вольские) проводили политику ограничения власти наместников и волостелей, другие (Шуйские) – выступали за усиление позиций феодальной аристократии. К власти приходила то одна, то другая группировка. В годы боярского правления (1538-1547) были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер. Расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.