Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имущественные отношения




Правовое регулирование имущественных и семейных отношений.

 

Особое внимание в шариате уделяется «праву личного статута». В связи с тем, что в Арабском халифате еще не сложился сословный строй, то юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статут имели только мусульмане. Лица, исповедующие христианство или иудаизм (зиммии) находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать дополнительный государственный налог. Нормы шариата к ним применялись только при совершении сделок с мусульманами и при совершении уголовных преступлений. Рабы - вообще не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести хозяйственную деятельность, вступать в торговые сделки, приобретать имущество. Мусульманин, как правило, не мог являться рабом. И если таковой прецедент имел место то его отпуск на свободу считался богоугодным делом.

Характерной особенностью правового статуса личности является неравенство мужчины и женщины. Согласно религиозным представлениям мусульман субъектом права является только Аллах, поэтому мусульманин рассматривается только как носитель установленных богом обязанностей. От того, как мусульманин соблюдает свой долг, зависело его право на предусмотренные шариатом юридические возможности. Поэтому в мусульманском праве прежде всего уделяется внимание дееспособности лица (а не правоспособности как в Европе), т.е. возможности участвовать в сделках и иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособными признаются лица достигшие совершеннолетия и находящиеся в здравом рассудке.

Известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных и т.п. случаях.

Нормы, регламентирующие имущественные отношения занимают важное место в шариате. Имущество являлось объектом вещных прав. Особую категорию составляло имущество, которое не могло быть в собственности мусульманина (воздух, море, пустыня, мечеть, водные пути и пр.) и «нечистые вещи» (вино, свинина, книги, противоречащие положениям ислама и т.п.). Однако различные школы давали отличный перечень такого имущества, особенно когда стоял вопрос об истреблении или захвате имущества неверных во время завоевательных походов.

Мусульманскому правуизвестны понятия движимого и недвижимого имущества, заменимого и незаменимого, характеризовавшегося определенными признаками или таковых не имевшие и т.п. Большое внимание уделялось классификации земельного имущества (государственное, частное, брошенное, земли не пригодные к обработке и т.п.).

В шариате подробно разработаны способы возникновения прав собственности. Особенно много проблем возникло с правом собственности на захваченное во время военных походов имущество. Завоеванное имущество признавалось государственным и поступало в распоряжение халифов и эмиров. Право на имущество, добытое во время военных походов, также различалось в зависимости от того каким путем оно получено: насильственным или ненасильственным. Захваченное насильственно имущество делилось на части: одна переходила государству, другая - добытчику, третья мечети и пр. (разные школы - разный процент). Известны также способы приобретения имущества: наследование, договор, находка. Например, если вещь найдена на участке земли, то владелец земли становился ее собственником.

Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное. Собственник имел абсолютную свободу распоряжаться своим имуществом. Неприкасаемым являлось чужое имущество мусульманина и его семьи: «И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары» (20:31).

Особый правовой статус имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины: хиджаз (Мека и прилегающие земли). Здесь могли жить только мусульмане, запрещалось рубить деревья, охотиться и пр. Земли захваченные становились собственностью государства и землевладельцы из числа неверных (зиммииев) рассматривались только как арендаторы, платящие налог - харадж.

Частная феодальная собственность на землю в Арабском халифате (мульк) не получила широкого распространения и имела подчиненное положение по отношению к государственной и общинной. С ростом государственного земельного фонда в результате завоеваний и развитием феодальных отношений появилась условная форма землевладения. Захваченные земли могли предоставляться за государственную или военную службу (икта). Владелец получал право собирать в свою пользу налоги и подати с подвластного населения. Со временем икта стала передаваться по наследству.

Не смотря на то, что вода, воздух и пр. являлась по шариату общим достоянием, со временем мелкие озера, родники и пр. стали вместе с землей оказываться во владении, или бессрочном пользовании, частных лиц. Однако, по-прежнему, основные реки и ирригационные сооружения, каналы связанные с поливом, находились в общей собственности.

Особым видом имущества - являлся вакуф - т.е. имущество (обычно недвижимое) переданное собственником на религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе и пр. Лицо, установившее вакуф теряло имущественные права на него, но сохраняло право управлять данным имуществом и получать оговоренный доход с него самому и наследникам. Вакуфное имущество не могло быть предметом торговых сделок (купли-продажи), залога и т.д. Такие земли могли только сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное имущество. Налогом вакуфное имущество не облагалось. Таким образом, вакуф, часто использовался как метод уклонения от налогообложения.

В шариате отсутствует концепция обязательств, но вопросы договорного права, связанного с торгово-денежным оборотом, получили широкую разработку. Обязательства возникают возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Существовали и специфические односторонние обязательства - обеты.

Под договором понималось взаимное соглашение сторон. Условия договора могли фиксироваться в документе, неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как обязательные, священные обязательства, что оговаривалось в Коране (23:8). Недействительными являлись договоры заключенные в безнравственных целях, с использованием «нечисты» и изъятых из оборота вещей.

В шариате упоминаются различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и пр. Одним из наиболее подробно разработанных видов является капля-продажа. Правомерность торговли по взаимному согласию рассматривается в Коране (4:33).

Договор купли-продажи мог заключаться только в отношении реально существующих вещей. Толька ханифитская школа фикха допускает договор в отношении вещи, которая будет изготовлена.

Коран запрещает ростовщичество. «Аллах разрешил торговлю, но запретил рост» (2,276). Запрещалось обращать должника в раба за неуплату долга.

Тем не менее, с развитием феодальных отношений эти положения обходились. Например: рост - заменялся подарком благодарности, а обращение в рабство - отработкой в счет погашения долга и пр.

Много внимания в шариате уделяется отношениям найма имущества, чаще аренды. Оговариваются вопросы размеров и порядка арендной платы владельцу. Договоры союзов и товариществ касались, как правило, совместного орошения земли, снаряжения караванов и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.