Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План анализа текста

План.

Литературные направления, течения, школы

Тема: Стиль. Творческий метод. Литературный процесс.

Лекция № 16

1. Стиль. Литературная эпоха – направление - течение - школа.

2. Творческий метод.

3. Динамика и чередование реалистических и нереалистических творческих методов в мировой культуре в течение всех культурных эпох

4. Общая схема курса. Опорная схема приемов литературоведческого анализа: от набора инструментов к целостной интерпретации текста.

5. План литературоведческого анализа художественного текста.

 

Вопрос 1. Стиль

Стиль – это человек.

Стиль – это совокупность элементов художественной формы, которая придает произведению искусства определенный эстетический вид, стойкое единство образной системы.

Стиль художественного произведения: может быть разным в разных произведениях одного и того же автора. Например, А. Пушкин, «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин».

Стиль писателя: у каждого автора есть свои стилевые особенности. По которым мы можем узнать данного автора. Например, стиль Андрея Платонова.

Стиль литературной эпохи, течения, направления: общие элементы, которые сознательно или несознательно использую авторы одного исторического периода. Например, стиль эпохи – стиль эпохи просвещения, стиль направления – стиль романтиков, стиль течения – стиль народно-песенной лирики, стиль литературной школы – стиль группы «проклятых поэтов» и т.п.

Система стилей:

І. По выразительности:

- нейтральный стиль

- экспрессивный стиль

ІІ. По тематике и содержанию:

- научный

- публицистический

- канцелярский

- правовой

- деловой

- стиль радио и телевидения

- стиль публичных выступлений – ораторский стиль

- стиль художественной литературы

ІІІ. По эмоциональной окраске:

- торжественный

- официальный

- интимно-лирический

- юмористический

- сатирический

 

 

Литературная эпоха – определенный период в истории развития культуры человечества, отличающийся характерными общими чертами формы и содержания всех видов искусства.

Историко-культурные эпохи:

- Первобытная культура

- Культура древних цивилизаций

- Античная культура

- культура Средневековья

- культура Возрождения

- культура барокко и классицизма – 17 век

- Эпоха Просвещения

- культура 19-го века – эпоха критического реализма

- культура 20-го века – эпоха модернизма

Литературное направление - эстетическая категория, характеризующая определенный этап литературной жизни. Когда писатели пользуются примерно одинаковыми художественными приемами познания мира и моделирования действительности.

Принадлежность к одному литературному направлению предполагает: общее и различное.

Общее: культурно-эстетическая традиция; однотипность мировосприятия авторов; общая социальная и культурно-историческая ситуация.

Различное: личное отношение автора к общим общественно-этическим проблемам; идеалы каждого автора; художественные концепции.

Литературное течение - образование внутри литературного направления, которое объединяет произведения, родственные в своем ракурсе восприятия жизни, общим духовно-эстетическим содержанием.

Например, авангард внутри модернизма.

Литературная школа - группа писателей, объединенных общими идейно-эстетическими принципами, взглядами на жизнь и творчество; предполагает существование общей творческой программы – Манифеста. Например, футуризм, символизм, акмеизм.

 

Вопрос 2. Творческий метод писателя.

Творческий метод – это определенный способ художественного познания и отражения действительности.

Творческий метод – это особый тип образного видения мира (внешнего и внутреннего), позволяющий определенный образом отбирать и обобщать жизненный материал.

Творческий метод – это общий подход писателя к действительности.

Творческий метод – это тип духовно-практического освоения мира, который составляет определенный этап в историко-культурном развитии человечества.

Творческий метод иногда отождествляют с художественной системой, художественной эпохой, течением, направлением, школой.

Все творческие методы и художественные системы, стили, направления, течения, школы можно разделить на две группы: реалистические и нереалистические.

Вот некоторое формулы, упрощенно определяющие разные творческие методы:

Реализм – типичный герой в типичных обстоятельствах

Романтизм – необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах

Сентиментализм – идеальный герой в идеальных обстоятельствах

Классицизм – схематичный герой в схематичных обстоятельствах на основе трех единств

Модернизм – символико-космический герой в символико-космических обстоятельствах.

 

Вопрос 3. Динамика и чередование реалистических и нереалистических творческих методов в мировой культуре в течение всех культурных эпох

Схема исторической смены культурных эпох

и чередования реалистического и нереалистического творческого методов:

 

Название эпохи Реалистические методы Нереалистические методы
Первобытная культура Пластическая наскальная живопись Абстрактная наскальная живопись, первобытный синкретизм
Культура древних цивилизаций востока --- Древневосточный культовый символизм (на основе анимизма)
Античная культура Античный мифологический реализм ---
Средневековье --- Средневековый символизм (христианский, героический, рыцарский)
Ренессанс Ренессансный реализм --- Северное Возрождение
Эпоха 17-го века --- Классицизм Барокко ---
Эпоха Просвещения Просветительский реализм --- ---- Сентиментализм. Предромантизм
Культура 19-го века --- Критический реализм Романтизм ---
Культура 20-го века Неореализм Модернизм Постмодернизм

 

 

Вопрос 4. Общая схема курса. Опорная схема приемов литературоведческого анализа: от набора инструментов к целостной интерпретации текста.

Курс «Ведение в литературоведение» состоит из таких разделов:

1) Литература как искусство

2) Литературоведение как наука

3) История развития литературоведения как одной из гуманитарных наук.

4) Основные литературоведческие школы 19 - 20-го веков.

5) Литературно-художественный образ.

6) Законы типического.

7) Литературное произведение как художественная целостность образной системы.

8) Содержание и форма в литературе.

9) Тема - проблема – идея литературного произведения

10) Конфликт. Пафос

11) Сюжет и фабула литературного произведения.

12) Композиция литературного произведения.

13) Язык художественной литературы: 4 пласта художественного языка.

14) Стиховедение и основы стихосложения.

15) Роды и жанры литературы.

16) Творческий метод. Стиль. Литературная эпоха, направление, течение, школа.

17) Литературный процесс.

 

Набор инструментов для поэтапного литературоведческого анализа произведения:

- литературная эпоха, творческий метод, стиль

- род и жанр, жанровая разновидность

- тема – проблема – идея – конфликт – пафос

- фабула как схема сюжета

- элементы сюжета

- части композиции (внешней) и приемы композиции (внутренней), внесюжетные приемы композиции

- художественное пространство и время

- форма повествования

Образы произведения – согласно всем классификациям образов:

- образы – персонажи, литературные герои, система образов – персонажей

- образы по роду и жанру литературы

- образы по форме

- образы по степени обобщенности

- образы по 4-м пластам художественной речи

Если произведение стихотворное – то добавляем:

- все основы стихосложения

 

Вопрос 5. Краткий план литературоведческого анализа текста –

основа работы с текстом.

 

1. Автор, эпоха, история создания, литературный контекст.

2. Творческий метод. Стиль.

3. Род. Жанр. Вид.

4. Тема – проблема – идея. Конфликт. Пафос.

5. Сюжет.

6. Композиция.

7. Образы – персонажи.

8. Образная система произведения.

9. Хронотоп.

10. Если поэтическое произведение – то все элементы стихосложения.

11. Вывод: личное отношение, личное открытие, личное впечатление. Роль и значение данного текста в вашей внутренней культуре.

 

Привести по 1 примеру литературных произведений- NB всех реалистических и нереалистических направлений в мировой культуре, согласно изложенной в лекции Таблице

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественная речь - что она делает? | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.