Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите примеры материальных объектов.

2. Приведите примеры нематериальных объектов.

3. Можно ли с помощью имени дать полную характеристику объекта?

4. Как можно с помощью имени конкретизировать объект?

5. Какими свойствами можно охарактеризовать объекты «ручка для письма», «автомобиль», «стихотворение»?

6. В чем состоит отличие понятия «свойство объекта» от его значения? Приведите примеры свойств и их значений.

7. Что такое параметры объекта? Приведите примеры.

8. Какие значения могут принимать параметры «вес» и «длина хвоста» объекта «кошка»?

9. Какие значения могут быть у свойства «вид линовки» для объекта «тетрадь»?

10. Что такое действия объекта? Приведите примеры.

11. Что такое состояние объекта? Приведите примеры.

12. Что такое процесс? Приведите примеры.

13. Опишите биологический процесс роста растения.

14. Опишите, в чем состоит процесс обучения и какие свойства ученика изменяются в этом процессе.

15. Что такое среда существования объекта? Приведите примеры.

16. Какими характеристиками можно описать объект?

17. Для чего нужны разнообразные характеристики объекта?

18. Сыграйте в игру, в которой требуется угадать объект по его харак­теристикам. Один человек загадывает слово (имя какого-то объек­та). Остальные играющие, чтобы отгадать слово, начинают задавать наводящие вопросы, пытаясь определить как можно более точно свойства задуманного объекта. Вопросы надо формулировать так, чтобы ответ на него был либо «да», либо «нет».

Например, задумано слово «верблюд». Примерные вопросы и ответы могли бы звучать так.

■ Это объект живой природы? – Да.

■ Это растение? – Нет (вывод: значит, животное).

■ Это животное может летать? – Нет.

■ Оно живет в северных широтах? – Нет.

И так далее... Если кто-то из игроков решил, что он догадался, о чем идет речь, он может напрямую назвать имя объекта. Если игрок не угадал задуманное слово, то выбывает из игры. Как видите, в этой игре, чтобы отгадать задуманный объект, надо как можно точнее определить и свойства, и действия, и среду.

 

1. Что такое модель объекта?

2. Приведите примеры материальных и абстрактных моделей.

3. Приведите примеры материальных и абстрактных моделей для объ­екта «дом».

4. Приведите примеры моделей, созданных с разной целью.

5. С какими моделями вы встречаетесь в повседневной жизни?

6. Приведите примеры моделей технических устройств. Где вам при­ходилось видеть такие модели?

7. Что такое информационная модель?

8. Составьте информационную модель объекта «самолет» с целью ха­рактеристики его для пассажиров. Как изменится эта модель, если цель – характеристика самолета как технического устройства?

9. Составьте информационные модели объекта «арбуз» для разных целей: нарисовать рисунок, выбрать самый вкусный, вырастить?

10. Можно ли один объект описать с помощью разных информационных моделей? Если да, то чем они будут отличаться?

 

1. Приведите примеры пространственных отношений между объекта­ми. Какими сравнительными характеристиками можно описать про­странственные отношения?

2. Приведите примеры временных отношений между объектами. Каки­ми сравнительными характеристиками можно описать временные отношения?

3. Приведите примеры отношений части и целого между объектами. Какими сравнительными характеристиками можно описать отноше­ния части и целого?

4. Составьте таблицу отношений однотипных объектов «товары».

5. Какая связь существует между лампой и электрической розеткой? В чем она проявляется?

6. Какая связь существует между водопроводным краном и водой, про­текающей по трубе? В чем она проявляется?

7. Когда два человека беседуют, существует ли связь между ними? По­чему?

8. Приведите примеры географических связей.

9. Когда объект можно назвать системой? Приведите примеры систем.

10. Можно ли назвать объект «ножницы» системой? Обоснуйте свой ответ.

11. Из каких объектов состоит, система «очки»? Как связаны между собой эти объекты?

12. Придумайте системы, которые можно построить из объектов «доски», «гвозди»?

13. Назовите характеристики системы в целом и ее составляющих (свой­ства, действия) для объектов «стол»; «класс учащихся».

14. Составьте информационные модели систем «классная комната»; «са­довый участок».

 

 

(экзистенциональная философия

Серен Кьеркегор (1813-1855) «Страх и трепет», чувство страха

Карл Ясперс (1883-1969) «Истоки истории и ее цель»,

Мартин Хайдеггер (1889-1976) «Бытие и время», индивидуальное простраство-время,

Ж-П. Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто», проблема выбора,

Альберт Камю (1913-1960) «Бунтующий человек», проблема смысла жизни.)

 

Экзистенциализм направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е – 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

 

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

1. нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

2. бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

3. опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

4. усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

5. распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

6. бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

 

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

1. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

2. разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

3. проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

4. проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

5. проблема бессмысленности жизни;

6. проблема внутреннего выбора;

7. проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего - места в жизни.

 

Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, к его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

 

1. Существование (existentia, лат. существование) в экзистенциализме обозначает всегда именно человеческое существование. Стол существованием не обладает.

«Существование предшествует сущности».

 

2. Экзистенция – наша душа, наш внутренний мир.

Экзистенция – проявляет себя в чувствах, переживаниях, эмоциях.

Экзистен­ция – специфи­чески человеческий способ существовать в мире.

Че­ловек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая "устойчивая субстан­ция", а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем те­лом от себя", постоянное выступание вовне, в мир.

Чело­век должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "дол­жен быть тем, что он есть", а не "просто быть".

Подлинная экзистенция – это быть человеческой личностью.

 

Экзистенциализм или философия человеческого существования. Центральные понятия (категории) этой философии, это понятия:

 

Страх, смерть, свобода и выбор, вина и любовь (всего шесть понятий).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представление о системе объектов | Проблема смерти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.