Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие совокупного спроса

Совокупный спрос и совокупное предложение

Лекция 11

1. Понятие совокупного спроса

2. Совокупное предложение и факторы на него влияющие

3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. Эффект

«храповика»

4. Макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели

 

Все экономические субъекты (потребители, предприятия, государство и внешний мир) что-то покупают для себя и что-то предлагают «от себя», то есть в национальное хозяйство. Таким образом, мы видим, что на макроуровне тоже есть спрос в национальном масштабе и предложение в национальном масштабе, то есть совокупный спрос и совокупное предложение.

Как выглядит кривая совокупного спроса? Мы уже должны быть знакомы с такими понятиями как индивидуальный и рыночный спрос.

P
P
P
Индивидуальный – это спрос одного единственного потребителя. Потребитель покупает большее количество продукта, когда цена на него снижается.

       
   

 

 


Рис. 1

Рыночный – это спрос всех возможных потребителей на отдельно взятом конкретном рынке, например, рынок зерна, телевизоров и т.д. Он определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемых каждым потребителем (рис.1).

Совокупный спрос – это модель (кривая), которая показывает, какой объем национального производства потребители, предприятия и государство готовы купить при любом возможном уровне цен. (Спрос всех субъектов экономики объединяется, и тысячи отдельных цен объединяется в единую совокупную цену – уровень цен). Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больший реальный объем национального производства будет куплен (рис. 2):

 

 

 


Рис. 2

Нисходящий характер кривой индивидуального и рыночного спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Индивидуальный спрос предполагает постоянный доход и, в рамках постоянного дохода, изменение цены на данный товар. Оно (изменение цены) ведет к тому, что данного товара покупается больше, а других – столько же, как и прежде, или ненамного больше в случае, если нам не надо подешевевшего товара на всю сумму освободившегося дохода.

Совокупный же спрос предполагает то, что все цены на все товары изменяются одновременно. Например, общее понижение цен ведет к общему увеличению объема национального продукта, который готовы купить. Далее: изменяются цены – изменяются доходы, то есть доход не постоянен.

Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется эффектом процентной ставки, эффектом богатства и эффектом импортных закупок.

Это ценовые факторы совокупного спроса, которые объясняют, почему, когда цены ниже, реализуется больший объем национального продукта. Все прочие условия предполагаются равными, то есть, например, объем денежной массы постоянен.

Эффект процентной ставки объясняет зависимость между уровнем цен и совокупным спросом на национальный продукт следующим образом: цены растут ®спрос на деньги увеличивается (у потребителей на потребление, у предпринимателей – на средства производства и т.д.) ® цена денег (процентная ставка) растет ® выгоднее имеющиеся деньги положить в банк под проценты и отказаться от покупок либо предметов потребления (машина, дом), либо от средств производства ® падает спрос на национальный продукт.

Эффект богатства объясняет зависимость между уровнем цен и совокупным спросом на национальный продукт так: те, у кого фиксированный денежный доход (пенсионеры, «бюджетники») при повышении цен становятся относительно беднее и меньше покупают.

Эффект импортных закупок влияет на зависимость между уровнем цен и совокупным спросом на национальный продукт так: национальные цены растут ® выгодно покупать импорт (если цена на импортные товары не меняется) ® падает спрос на отечественные товары.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на совокупный спрос, действуют при данном, т.е. фиксированном уровне цен. Графически это

 

изображается как смещение самой кривой совокупного спроса вправо (если спрос возрастает) или влево (если спрос падает).

К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса относятся:

1. Изменения в потребительских расходах. Оно может быть обусловлено рядом причин, как-то:

· изменения в благосостоянии потребителя. Если реальная стоимость материальных ценностей, состоящих из финансовых (акции и облигации) и материальных (земля, дома) активов повышается, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, а кривая совокупного спроса смещается вправо. И напротив, с уменьшением реальной стоимости активов кривая спроса сместиться влево. Таким образом, с ростом доходов при тех же ценах спрос на все товары повышается, и наоборот.

· ожидания потребителя. Если люди ожидают, что в будущем их реальные доходы возрастут, то они будут больше расходовать на покупки товаров и услуг из своего нынешнего дохода, уменьшая, естественно, свои сбережения. Следствием этого явится сдвиг кривой совокупного спроса вправо. И наоборот.

· задолженность потребителя. Если потребители имеют высокий уровень задолженности, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, то они уменьшают текущее потребление, чтобы выплатить свои долги. Это приведет к снижению совокупного спроса и, следовательно, к сдвигу кривой спроса влево, и наоборот.

· налоги. Снижение личных налогов вызывает увеличение потребительских расходов. Следствием этого явится сдвиг кривой совокупного спроса вправо, и наоборот.

2. Изменения в инвестиционных расходах (т.е. в закупках средств производства). На изменение объемов инвестиционных расходов могут оказывать влияние ряд факторов, как-то:

· процентные ставки. Увеличение процентных ставок, не связанное с изменением уровня цен (например, вследствие изменения объема денежной массы в стране), приведет к сокращению инвестиционных расходов, а следовательно, и совокупного спроса на инвестиционные товары. В этом случае кривая совокупного спроса сдвинется влево, и наоборот.

· ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптимистические прогнозы на получение хорошей прибыли на вложенный капитал (например, в связи с предполагаемым ростом потребительских расходов) будут способствовать увеличению спроса на инвестиционные товары. Совокупный спрос увеличится, и кривая спроса сместится вправо. И наоборот.

налоги с предприятий. Рост налогов сокращает прибыль предприятий (на величину налогов), что приводит к сокращению инвестиционных расходов и, следовательно, совокупного спроса. Понижение налогов дает противоположные результаты.

· технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов, а следовательно, и совокупного спроса и сдвигают кривую спроса вправо.

· избыточные мощности. Наличие неиспользуемых избыточных мощностей (машины и оборудование, купленные сверх надобности, которые могут понадобиться при увеличении объема производства или в случае ремонта основного оборудования) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары, а следовательно, уменьшает совокупный спрос, сдвигая кривую спроса влево. И наоборот.

3. Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов на закупку национального продукта (при неизменных ценах, процентных ставках и налоговых сборах) приводит к увеличение совокупного спроса. (Например, решение правительства построить еще один Дворец Республики).

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта. С ростом уровня доходов в зарубежных странах их граждане имеют возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Поэтому торговые партнеры увеличивают закупки за границей, способствуя этим самым увеличению совокупного спроса в другой стране, так как ее экспорт начнет расти. Кривая спроса этой страны сдвинется вправо. И наоборот.

Объем чистого экспорта зависит также и от валютных курсов. Если курс отечественной валюты возрастает, то страна может больше закупать иностранных товаров по сравнению с прежним уровнем, так как они станут дешевле, чем отечественные. Это увеличит импорт данной страны и сократит экспорт, следовательно, чистый экспорт сократится, что приведет к сокращению совокупного спроса. И наоборот, понижение курса отечественной валюты позволит зарубежным странам закупать больше товаров в данной стране, которые для них стали более дешевыми, чем свои. Поэтому они увеличивают свой импорт, расширяя тем самым экспорт товаров страны, понизившей свой валютный курс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 11. Коммунальные и иные платежи в жилищной сфере | Совокупное предложение и факторы на него влияющие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.