Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По теме № 17

ЛЕКЦИЯ

Достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы, в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Отмечая снижение невербальных функций, которое становится резко выраженным к 40 годам жизни, он обращает внимание на то, «что вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Несомненно, что речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции» Прогрессивное развитие вербальных функций в период взрослости происходит в то время, когда сенсорно-перцептивные функции, и прежде всего различные виды абсолютной чувствительности, постепенно снижают свой функциональный уровень.

Интеллектуальные функции.

Аналогичная картина была ранее (еще в 1927 г.) получена А. Р. Лурия и его со­трудниками при изучении ВР детей на различные словесные сигналы (в ассоциатив­ном эксперименте). По их данным, ВР у подростков 16 лет вдвое короче, чем у детей 8 лет. Если ВР восьмилетних детей в среднем равнялось 2,7 с, то ВР подростков харак­теризовалось величиной всего 1, 2 с.

Время реакций. Сходная картина возрастной эволюции обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций при сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы). Общая закономерность состоит в постепенном сокращении времени реакции на различные стимулы с возрастом, оптимум которой относится к 20-25 годам

Комментируя эту общую картину, Е. И. Бойко пишет по поводу факта замедленного ВР у детей по сравнению со взрослыми следующее: «Казалось бы, он находится в проти­воречии с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее общая закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорочении ВР, начиная с 3 ' /, лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более постепенным его удлинением по мере процесса старения организма. Эта общая карти­на проявляется в любых сопоставляемых смежных возрастах как в отношении сенсо-моторных, так и речевых реакций.

 

Рис. 10. Изменение времени реакции в связи с возрастом по данным различных

исследователей

Наиболее обстоятельно изучена зависимость интеллектуальных функций от сло­весного и моторного научения. Показано, что моторное научение, весьма успешное в детстве и в ранние периоды зрелости, оказывается малоэффективным в поздние периоды. Словесное научение, напротив, приобретает более эффективный характер по мере индивидуального развития и может применяться в более поздние периоды зрелости, что вполне очевидно связано с возрастающей мощью второй сигнальной системы.

Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропериодов, противоречиво сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних функций, понижение работоспособности других и стабилизацию уровней функционирования третьих. К примеру, в работе Л. А. Головейи и И. Я. Круминя сила рук как правой, так и левой у мужчин 18-19 лет значительно выше мышечной силы мужчин в возрасте 30-35 лет. Скорость двигательных реакций (время обведения фигур, скорость ходьбы) 18-19-летних превышает время двигательных реакций старшей группы. Однако точность ходьбы (степень отклонения от прямой в градусах) у старших в 2 раза выше при открытых глазах и в 5 раз — при закрытых. При обведении фигур точность движения старших оказалась также более высокой.

В результате выполненного под руководством Б. Г. Ананьева комплексного исследования психофизиологических функций у взрослых людей разного возраста был выявлен сложный, противоречивый характер их возрастной динамики, свидетельствующий о нервнопсихическом развитии после наступления зрелости не только в связи с прогрессом второй сигнальной системы, но и в связи с общим развитием аналитико-синтетической деятельности мозга.

Оказалось, что уровень одних функций и процессов в ходе их развития повышается (объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общее интеллектуальное развитие). В результате специального микровозрастного комплексного изучения психофизиологических характеристик были получены возрастные синдромы функционального развития психики человека как индивида на различных стадиях его взрослой жизни.

В качестве основного сенсибилизирующего фактора выступает трудовая деятельность, а также практический опыт и тренированность. М. Д. Александровой были получены данные о высокой сохранности зрительно-пространственных функций человека, включенных в профессиональную деятельность. Такие функции, как поле зрения, острота зрения, глазомер, были в норме или выше нормы, оставаясь сохранными вплоть до пенсионного возраста, у лиц водительских профессий.

А. И. Устинова, изучившая чувствительность 185 командиров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазо­мер и т. д.), пишет: «Клинико-физиологические исследования зрительного анализатора у пилотов в возрасте 25-54 лет показали достаточную устойчивость функцио­нального состояния коркового отдела зрительного анализатора». Из всего комплек­са сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших воз­растах. Это частичное снижение не сказывается на уровне трудоспособности пилотов.

В исследованиях X. Лемана показаны кульминационные моменты научного творчества относящиеся к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей приходится на 35-39 лет. При этом пик творчески способностей проявляется до 30-34 лет в таких науках, как математика, физика, химия. Они обнаружили пики научного творчества в 30-34 года, в 47 и 57 лет. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

Внимание. Исследование функции внимания показало, что объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно.

Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечены в возрасте 18–30 лет, а период снижения – в возрасте 33–40 лет. Долговременная вербальная память характеризуется наибольшим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития – от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям.Необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у детей, но и у взрослых.

Таким образом, развитие психофизиологических функций в период взрослости носит сложный противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности и влияние трудовой деятельности, практического опыта человека.

по учебной дисциплине «Экономическая теория»

«ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

 

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

 

Лекция подготовлена доцентом кафедры, полковником милиции, кандидатом экономических наук, доцентом М.А.Рахматуллиным

 

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

экономических дисциплин

02 ноября 2009 г., протокол № 4

 

 

Уфа 2009

 

Цель занятия: выяснить особенности действия экономических законов в сельском хозяйстве.

Технические средства обучения: компьютерная графика, слайды.

Уровень усвоения материала: ознакомительный.

 

Литература

Основная:

Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Киров. Изд. «АСА», 2009.

Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. В.И. Видяпина. Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009.

Экономическая теория: учебник / под ред. О.С. Белокрыловой.-2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Экономика: учебник: /Под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономист, 2006.

Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой; МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: Юрайт, 2006.

Дополнительная:

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров.; Российская экономич. академия. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 2006.

Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов / 2-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2007.

Основы экономики: учебное наглядное пособие / М.П. Гуров, Ю.А. Кудрявцев, О.В. Фролова: ДКО МВД РФ. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Основы экономической теории: учебное пособие / О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. Доп и испр.- СПб.: СПбГУЭиФ, ПИТЕР, 2006.

Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.Г. Кузнецова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Ростов н/Д: МарТ, 2007.

Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского; Финансовая академия при Правительстве РФ. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.

Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: Эксмо, 2007.

Экономические дисциплины в схемах и таблицах: учебное пособие / У.З. Сафин и др. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008.

Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувствительность | Вопрос 1. Земля как фактор производства и ее особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.