Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность принятия хозяйственных решений




Понятие и сущность хозяйственных решений.

Управление финансами.

Управление персоналом.

Управление производственной деятельностью.

Миссия сельскохозяйственной организации.

1. Главная задача управления любой коммерческой организацией заключается в определении ее миссии, поскольку это первоначальный этап деятельности управленческого персонала. Миссия организации служит основой, фундаментом при формулировании целей деятельности хозяйствующего субъекта, его структурных подразделений и служб.

В общих чертах миссия означает стратегию организации, выражающую философию и смысл ее существования. Не следует путать главную цель функционирования и миссию коммерческой организации. Если в качестве первой традиционно выступает получение максимума прибыли, то вторая предполагает определение приоритетных ценностей в деятельности, направление усилий менеджмента в развитии хозяйствующего субъекта.

Миссия и цели являются «маяками» для этапов их конкретизации, выработки стратегии, формулирования задач и разработки программ и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

Для более четкого представления о разграничении миссии и целей деятельности сельскохозяйственной коммерческой организации рассмотрим пример построения дерева целей ее структурных подразделений (рис. 1).

 

       
   
 
 
Рис. 1Дерево целей структурных подразделений коммерческой организации


Цель коммерческой организации — это конкретизация и структуризация миссии, разложение ее на составляющие. Цели должны обладать определенными свойствами: целенаправленность, обоснованность, своевременность, определенность. В целом эти свойства выражают качество менеджмента, необходимое для реализации поставленной цели.

Как правило, организация ставит перед собой не одну, а несколько целей, важных для ее функционирования и развития.

Существует множество различных способов и подходов к определению миссии сельскохозяйственной коммерческой организации. По мнению многих ученых, на первом плане должны находиться интересы потребителей продукции: удовлетворение общественных потребностей в экологически чистой продукции, производство недорогих продуктов питания и т.д.

2. Каждое производственное подразделение сельскохозяйственной организации (молочно-товарная ферма, откормочный цех, полеводческая бригада и пр.) выполняет ряд задач, определенных миссией и целями организации и отраженных в производственной программе. Так, эффективное управление производственными подразделениями предполагает:

- повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов;

- переподготовка производственных работников;

- устранение непроизводительных потерь времени персонала;

- экономное использование производственных ресурсов.

Производственный процесс сельскохозяйственной организации представляет собой совокупность трудовых и естественно-природных процессов, направленных на производство продукции определенного качества, количества и в установленные сроки.

Каждый производственный процесс состоит из множества частичных процессов, которые подразделяются на основные вспомогательные и обслуживающие (рис. 2).

 
 


Рис.2. Состав производственного процесса

Под основными понимаются такие процессы, в резуль­тате которых под воздействием средств труда изменяются форма, качество и количество предметов труда, их внут­ренние свойства (при посеве элитных семян зерновых культур, использовании органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, с помощью тракторов, сельскохо­зяйственной техники, уборочных комбайнов полеводческая бригада выращивает и собирает урожай товарного зерна).

К числу вспомогательных относят процессы, которые при­званы обеспечивать нормальное протекание основных процес­сов. Например, выращивание семян, производство органиче­ских удобрений, ремонт техники и оборудования.

К обслуживающим относятся такие процессы, как транс­портировка, хранение сырья, материалов и готовой продукции и др.

Основными условиями развития производственных струк­тур сельскохозяйственной организации являются:

- оптимизация размеров производственных подразделе­ний;

- обеспечение рационального сочетания между основны­ми, вспомогательными и обслуживающими подразделениями;

- повышение уровня автоматизации производства;

- сокращение нормативного срока службы основных средств;

- соблюдение графиков ремонта основных средств, сокращение продолжительности проводимых ремонтов и повышение их качества, своевременное обновление фондов.

С целью более эффективного управления производственными процессами сельскохозяйственной организации, преодоления локального монополизма в сфере переработки необходимо шире развивать кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных предприятий и переработчиков сырья путем создания интегрированных структур: агрофирм, ассоциаций, промышленных объединений, холдинговых структур, финансово-промышленных групп.

При оценке эффективности управления производственной деятельностью большое значение имеет степень использования управленческого потенциала, которая оценивается по следующим этапам:

- управленческое и экономическое обоснование целей производственной деятельности;

- определение критериев оценки управления производственной деятельностью;

- сравнение целей сельскохозяйственной коммерческой организации и потребностей общества;

- оценка обеспеченности производственных целей ресурсами;

- сравнение проектного результата с имеющимися в наличии ресурсами;

- соотношение проектных показателей и фактического результата;

- расчет величины экономического эффекта;

- анализ эффективности управления производством.

Анализ рекомендуется проводить по каждому виду ресурсов, исчисляемых в натуральном и стоимостном выражении: трудовые, материальные, финансовые, основные и оборотные средства, информационные ресурсы.

3. Управление персоналом представляет собой работу руко­водства сельскохозяйственной организации, направленную на формирование кадрового потенциала, определение потребно­сти в квалифицированных работниках, диагностику социально-психологического климата в коллективе, регулирование меж­личностных взаимоотношений, управление производственны­ми и социальными конфликтами в коллективе, подбор, наем и увольнение сотрудников, решение правовых вопросов трудо­вых отношений и др.

Система управления персоналом включает в себя опреде­ление целей, задач, функций кадровой службы, формирование вертикальных и горизонтальных связей руководства, подбор специалистов и производственных работников организации.

Среди методов управления персоналом (рис. 3) традици­онно выделяют три группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

 

 


Рис. 3. Группировка методов управления персоналом.

 

Менеджер по управлению персоналом разрабатывает стратегические, тактические и оперативные планы работы с персоналом.

Стратегические планы включают формирование целост­ной системы кадровой политики коммерческой организации, проектирование возможностей профессионального роста ра­ботников, разработку плана адаптации персонала к изменяю­щимся требованиям производства.

Тактические планы ориентированы на обеспечение орга­низации достаточным количеством работников необходимой квалификации, планирование обучения, переподготовку и по­вышение квалификации сотрудников, формирование кадрово­го резерва.

Оперативные планы предполагают создание оптимальных условий труда работников, повышение культуры управления, проведение аттестации кадров.

4. Финансы коммерческой организации — это экономическая категория, отражающая производственные отношения поводу создания, распределения и использования фондов обращения.

Система управления финансами находится под действием общих принципов управления организацией, постоянно взаимодействует с внешней средой (налоговыми органами, кредиторами, дебиторами, страховыми организациями, инвесторами, прочими субъектами рынка).

Важнейшие элементы финансового управления включают: воспроизводство, распределение, контроль (рис. 4).

 


Рис.4. Составные элементы финансового управления.

 

Общее управление финансами осуществляет руководитель финансовой службы (финансовый директор организации), который разрабатывает финансовую стратегию и инвестици­онные проекты с оценкой различных вариантов степени риска и возможного дохода, контролирует финансовую деятельность и проведение кредитной политики.

Основные функции руководителя финансовой службы:

- планирование финансовой деятельности;

- контроль над финансовой работой;

- анализ эффективности управления финансами;

- прогноз изменения финансового состояния коммерче­ской организации.

Эффективность управления финансами оценивается с по­мощью системы показателей: уровень рентабельности продук­ции, норма рентабельности, коэффициент текущей ликвидно­сти, коэффициент абсолютной ликвидности и др.

5. Хозяйственное решение — это способ выявления, анализа и решения управленческой проблемы. Комплекс вырабатываемых хозяйственных решений формирует управленческий процесс.

Хозяйственные решения можно классифицировать по следующим критериям:

- в зависимости от цели — стратегические, тактические, оперативные;

- по уровню централизации принятия решения — коллективные, индивидуальные;

- по причине возникновения — плановые, ситуационные, инициативные;

- по степени охвата — общие, частные;

- по содержанию — технологические, технические, экономические, кадровые и пр.;

- по методу воздействия — инструктивные, нормативные, распорядительные;

- по способу передачи — устные, документальные;

- по скорости доведения — своевременные, несвоевременные.

Процесс принятия решений состоит из нескольких этапов: выявление проблемы (предполагается анализ ситуации, выделение перечня серьезных проблем, определение круга менеджеров, компетентных в данных вопросах), определение критериев оценки проблем и выбор из нескольких проблем наиболее важной, выработка вариантов решения проблемы с учетом способов действия, времени, имеющихся средств, преимуществ, негативных обстоятельств, выбор лучшего варианта решения проблемы с обоснованием управленческой и экономической целесообразности.

Руководству коммерческой организации недостаточно принять верное хозяйственное решение, его необходимо своевременно реализовать на практике, т.е. подобрать компетентных исполнителей, предоставить им соответствующие полномочия, выделить ресурсы.

Доводя решение до исполнителя, руководителю необходимо придерживаться нескольких правил,

1. Отдавать лишь такие распоряжения, которые можно проконтролировать.

2. Давать распоряжения конкретному лицу во избежание обезличенности, что ведет к неисполнению или ненадлежаще­му исполнению решения.

3. Распоряжение должно быть конкретным, кратким и содержать всю необходимую информацию для исполнителя.

4. Следует четко ограничить круг обязанностей и полно­мочий исполнителя, объем и сроки выполнения задания.

5. Задачи следует формулировать однозначно во избежание различного толкования.

6. Необходимо убедиться, что задание правильно понято и будет в срок выполнено.

Решение может доводиться в письменной или устной фор­ме. Письменно — в форме приказов, инструкций, распоряже­ний. Устно — в форме беседы с исполнителями:

- в форме сообщения, если ставится лишь общая задача, а методы ее реализации предлагается выбрать самостоятельно;

- в форме убеждения, когда проводится конкретный ин­структаж, в верности которого приходится убеждать;

- в форме принуждения, когда отдается распоряжение и его невыполнение предполагает наказание.

Важное место в реализации решений занимают пра­вильная организация труда и координация действий всех подразделений коммерческой организации, благоприятный социально-психологический климат в коллективе, сочетание материальных и моральных стимулов в работе. Руководителю в процессе осуществления контроля над исполнением реше­ний необходима информация, источниками которой являют­ся: федеральные законы, Указы Президента, постановления Правительства, планы экономического развития организа­ции, производственно-финансовый план, коллективный до­говор, акты ревизии, протоколы заседаний, графики работ, докладные записки руководителей подразделений и специа­листов, сообщения о нарушении хода производства и пр.

В целях осуществления своевременного и эффективного контроля необходимо выработать систему контролируемых объектов, критериев оценки и периодичность контроля. Это позволяет сосредоточить внимание на важнейших участках работы, избегать дублирования. Однако содержание контроля нельзя строго регламентировать. Он должен сводиться не к борьбе с отдельными нарушениями, а с причинами, их порождающими. Следует помнить, что главная функция контроля утрачивается, если он осуществляется несвоевременно. Правильно выбранные методы контроля, критический анализ состояния дел, умение убеждать подчиненных, выявлять неиспользованные резервы стимулируют труд работников.

В ходе реализации решения подчиненным необходимо предоставить соответствующие полномочия для самостоятельной проработки вопросов в пределах их компетенции. Чтобы избежать дублирования в работе, следует четко распределить объекты контроля среди исполнителей. Оценка ситуации, складывающейся в процессе выполнения решений, должна осуществляться объективно, с учетом имеющихся ресурсов и реальных возможностей. Изменение обстановки приводит к корректировке ранее принятых решений. Если прежнее решение утратило свою актуальность, оно отменяется.

Хорошо организованная система контроля над исполнением решений обеспечивает аппарат управления предприятия необходимой информацией, помогает своевременно устранять возникающие трудности, оптимизировать процесс управления.

 

6. Эффективность принятия хозяйственных решений отражает наиболее важные стороны отношений управления производством, снабжением, сбытом продукции. Они присущи всем видам отношений управления. Принятие эффективного хозяйственного решения способствует получению существенного социально-экономического эффекта для коммерческой организации в целом.

Основная функция эффективности принятия хозяйствен­ных решений — за счет управленческого воздействия способ­ствовать достижению основной цели деятельности организа­ции. Эффективность хозяйственных решений определяется как отношение эффекта к использованным в процессе реализации хозяйственного решения производственным ресурсам. Кроме того, выделяются наиболее значимые средства воздей­ствия (управленческие ресурсы) в процессе достижения цели (анализ миссии и стратегии управления организацией, способы мотивации работников, система контроля над исполнением хо­зяйственных решений).

Управленческие ресурсы включают определенный по­тенциал управления — информационный, организационный, социальный. Поэтому при анализе результативности хозяй­ственных решений не следует ограничиваться изучением только эффективности принятия хозяйственных решений, но и анализировать уровень использования управленческого по­тенциала при решении проблемы.

Уровень использования управленческого потенциала, свя­занный с конкретным конечным результатом, рассчитывается по формуле:

У = Ф: Пх 100,

 

где У—уровень использования управленческого потенциала;

Ф — фактическое привлечение управленческих ресурсов для принятия хозяйственного решения;

П — управленческий потенциал.

Достижение максимального эффекта от принятия хозяй­ственного решения возможно не только за счет привлечения ре­сурсов, но и комплекса методов, гарантий, стимулов, способству­ющих эффективной деятельности коммерческой организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.