Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Особенности финансирования бюджетных организаций

Тема № 18

Лекция

по учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия»

«Использование документов при выявлении и расследовании преступлений в бюджетных учреждениях»

Вопросы лекции:

 

1. Особенности финансирования бюджетных организаций.

2. Счетный план бюджетных организаций, порядок бухгалтерского учета и формы отчетности в них.

3. Злоупотребления при использовании бюджетных средств.

В настоящее время законодательного определения бюджетных организаций не существует. Поэтому органы исполнительной власти для выполнения своих ведомственных задач самостоятельно, в пределах своей компетенции, дают определения. Например, в Инструкции Госналоговой службы "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" установлено, что к бюджетным организациям относятся уч­реждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием является открытие фи­нансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке предусмотренном для бюджетных организаций.

Финансово-экономический словарь (М., 1995 г.) определяет бюджет­ные организации в качестве юридических: лиц, которые функционируют в непроизводственной сфере и осуществляют свою деятельность на некоммер­ческих началах, получая средства для текущего содержания и развития из федерального, регионального или местного бюджетов.

Видимо, бюджетная организация в любом случае должная являться некоммерческой организацией. Гражданский кодекс РФ определяет некоммер­ческие организации в качестве юридических лиц, которые не имеют основ­ной целью деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками данной деятельности. Аналогичная формулиров­ка содержится в федеральном Законе "О коммерческих организациях". По этому закону некоммерческие организации могут создаваться для "дости­жения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, на­учных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, разви­тия физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных не­материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организации, разрешения споров и конфликтов, оказания юриди­ческой помощь, а также в иных целях, направленных: на достижение об­щественных благ".

Хозрасчетная деятельность, исходя из существующей практики, до­пускается, но не в ущерб деятельности основной и с условием направле­ния полученной прибыли на осуществление уставных задач. Это требование сформулировано в статье 50 Гражданского кодекса РФ в следующем виде: "некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Отсюда можно ут­верждать о том, что основная деятельность этих организаций не пресле­дует получение прибыли.

Исходя из сказанного, попробуем сформулировать определение бюд­жетной организации: бюджетное учреждение (организация) - это созданное собственником (Российской Федерацией, субъектом Федерации, муниципаль­ным образованием) учреждение, основная деятельность которого не прес­ледует получение прибыли и финансируется собственником полностью или частично на основе утвержденной им сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является откры­тие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных органи­заций.

Как определить бюджетная организация это или нет? Установив, что организация является некоммерческой, в форме учреждения, необходимо искать наличие собственности Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования на имущество данного юридического лица. После юридического исследования уставных документов, следует продол­жать анализ, используя другой критерии, т.е. рассматривая финансовые взаимоотношения такой организации. Наличие сметного финансирования ос­новной деятельности за счет соответствующего бюджета будет окончатель­ным признаком бюджетной организации.

Бюджетные учреждения - это учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственно­го управления, обороны, суды, прокуратура), получающие все необходимые средства из госбюджета, по-другому - это учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность. Раньше почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. С переходом к рыночным отношениям сфера платных услуг существенно расширилась, и расширился состав финансовых источников бюджетных организаций.

В сферах государственного управления, обороны, правоохранительных органах единственным источником финансирования выступают бюджетные средства. При этом государство должно установить такие нормы бюджетно­го финансирования затрат, которые позволяли бы государственным служа­щим и работникам МВД иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профес­сионального долга. В противном случае не избежать коррупции, подкупов работников госаппарата и т.п. В 1994 г. в России осуждено по обвинению в коррупции 476 чиновников разных уровней, а судебных же дел возбуждено в несколько раз больше.

Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это - услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных валов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприя­тиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.

Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики состав­ляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных на­чалах, так и бесплатно, а следовательно, имеют различные источники фи­нансирования: бюджетные и внебюджетные фонды, средства предприятий, организаций и населения. Бюджетные средства выделяются предприятиям на основе установленных нормативов: по школам - на содержание одного уча­щегося, по больницам - на лечение одного больного, по детским учрежде­ниям - на содержание одного ребенка и т.д.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования.

В своем выступлении в 2003 г. «О мерах по реформированию бюджетных учреждений» президент РФ затронул вопрос о внесении изменений в бухгалтерский учет бюджетных предприятий. Цель бюджетной реформы, проводимой в стране, - уменьшение количества бюджетных учреждений в рамках сектора государствен­ного управления и повышение эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня в стране около 150 тыс. бюджетных учреждений, что много даже для большого го­сударства. Они, во-первых, в полном объеме, всеми своими обязательствами и всеми своими активами, подчиняются государству и контро­лируются государством. Во-вторых, созданы для оказания социально значимых услуг, которые в форме определенных функций возложены на них государством. Основной критерий бюджет­ного учреждения - нерыночность оказывае­мых услуг. Это значит, что те услуги, которые бюджетное учреждение выполняет от лица го­сударства, должны оказываться или бесплатно, или по стоимости, которая не соизмерима со стоимостью этих услуг. Отсюда вытекает вывод: функционирование бюджетного учреждения должно осуществляться только в рамках тех функций, которые, кроме государства, ник­то исполнить не может.

Сегодня стоит задача избавиться от всех функций, которые государство в принципе выполнять не должно. Следовательно, и бюджетные учреждения, исполняющие эти функции, тоже должны переориентировать свои действия на другие или выйти за пределы сектора государственного управления.

Обеспечение правопорядка и охраны - функция государственная. Никто, кроме государства, эту функцию исполнять не может. Поэтому учреждения системы МВД России были, есть и будут структурами государственными.

Реформа, связанная с реструктуризацией бюджетного сектора, радикальным образом пересматривает понятие предприниматель­ской деятельности бюджетных учреждений.

В настоящее время разрешение на оказание определенного рода платных услуг в форме предпринимательской деятельности потеряло свою актуальность, так как, во-первых, подмена бесплатных государственных услуг платными привела к снижению качества оказания услуг, а во-вторых, есть услуги, которые по определе­нию должны оказываться от лица государства бесплатно.

Часть бюджетных учреждений активно вклю­чились в рыночные отношения и оказание платных услуг. Причем немалое количество таких учреждений не нуждается в бюджетных средствах. Следовательно, целесообразно пе­ревести их в статус некоммерческой организа­ции и поменять взаимоотношения между этим учреждением и государством.

Государство имеет возможность оказывать свои услуги тремя способами:

• создавать бюджетные учреждения, которые выполняют делегированные им функции;

• передавать свои средства в другие секторы экономики и договариваться с ними об ока­зании определенных государственных бес­платных услуг;

• передавать средства гражданам, как потре­бителям услуг, сверх объема заработной платы в виде трансфертов населению и выполнять, таким образом, свои обязательства. Государственное учреждение, находящееся на бюджете, предпринимательской деятель­ностью заниматься не должно, и единственный способ оказания им платных услуг связан с администрированием поступлений в бюд­жет, в случае если государство решило восста­новить свои расходы в рамках оказания каких-то своих государственных услуг.

Если учреждение считает, что оно хорошо себя чувствует в рамках рыночной экономики, в состоянии зарабатывать деньги и оказывает услуги, которые никак напрямую не связаны с предоставлением услуг, оказываемых только государством, то в рамках административной реформы такое учреждение должно поменять свою организационно-правовую форму.

В Государственной Думе сегодня на рассмот­рении находятся два законопроекта. Первый связан с процедурой создания государствен­ной специализированной некоммерческой организации, второй - с формой автономного учреждения. Разница между этими организаци­онно-правовыми формами состоит в отноше­нии с государственной собственностью. Одни из них получают эту госсобственность в виде условно-бесплатной аренды, т. е. продолжают ею пользоваться, не неся на нее расходы, и в этом случае обязаны обеспечивать опреде­ленный объем услуг в обязательном порядке. Другая группа некоммерческих организаций обеспечивает нормальную арендную плату за госсобственность.

В результате изменения организационно-правовой формы планируется уменьшить количество бюджетных учреждений в два раза. За счет того, что средства, направляе­мые на финансирование этих учреждений, остаются в государстве и перераспределя­ются для тех учреждений, которые остались в рамках госсектора, чтобы последние мог­ли выполнять свои функции, не занимаясь предпринимательской деятельностью.

Как только эти решения состоятся, предполагается отменить предпринимательскую деятельность бюджетных организаций.

В 2005 г. все, кто администрирует те или иные поступления, должны обеспечить под­готовительные мероприятия, позволяющие с 1 января 2006 г. производить начисление доходов в бюджет по методу начислений.

Метод начислений дает огромные возмож­ности для управления, так как представляет пол­ную информацию о государственных активах и обязательствах. Он должен быть жестко рег­ламентирован. При методе начислений все операции при­знаются в момент их возникновения, но все ак­тивы списываются на расходы тогда, когда они используются, т. е. пропорционально в течение всего срока полезной службы, что связано с на­числением износа. Для четкого определения и сравнения понятий доходов и расходов и кас­совых доходов и расходов по методу начисле­ния необходимо их разведение.

При методе начислений возникает понятие остатков (остатков нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств) и отдельно вы­деляются доходы и расходы, т. е. все операции, которые не связаны с движением запасов. От­сюда вытекает понятие "бюджетирование по результату", которое подразумевает, что наря­ду с финансовыми показателями деятельности, т. е. с суммами, которые необходимы для сущес­твования и функционирования учреждения, вводится понятие нефинансовых показателей, напрямую связанных с деньгами.

Администратор поступления дохо­дов - это тот федеральный орган исполнитель­ной власти, который контролирует в рамках закона о бюджете соответствующего уровня такие поступления в бюджет на основании ме­тода начислений.

Смета доходов и расходов - основной плановый и финансовый доку­мент, определяющий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержа­ние учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования явля­ются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешает­ся. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящим организациям.

В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждении. Она состоит из трех частей:

1. в первой части указываются наименование и адрес учрежде­ния, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распре­делением по кварталам;

2. во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;

3. в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каж­дой статье расходов и отдельным ее элементам.

В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложе­ния и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогатель­ного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы - это затраты, связанные с осуществ­лением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, пи­тание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы и т.д.).

Выделяются методы исполнения бюджетов: с одной стороны, казначейский метод, основанный на организации финансирования и оплаты расходов бюджетных учреждений через открытые им лицевые счета в органах федерального казначейства (согласно ст. 215 БК РФ казначейский метод исполнения бюджетов является основным в РФ). С другой - кассовый метод, заключающийся в финансировании бюджетных учреждений и расходовании ими полученных бюджетных средств через открытые им счета в банковских организациях. Хотя данный метод и не в полной мере соответствует требованиям БК РФ, он до сих пор ограниченно применяется в регионах со слаборазвитой сетью органов федерального казначейства, а также при исполнении бюджетов отдельных государственных внебюджетных фондов.

Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость. При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов высту­пают бюджетные средства, предусматриваемые в системе расходов и дохо­дов, где отражаются и другие виды денежных: поступлений.

Финансирование бюджетных учреждений на расходы в соответствии с утвержденными сметами может осуществляться за счет федерального, республиканского и местного бюджета.

Принципы бюджетного финансирования:

1. предоставление средств безвозвратно, т.к. бюджетные учреждения не имеют своих доходов для возвратности указанных средств;

2. средства получаются не под план, а по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее выданных средств;

3. строго целевое использование бюджетных средств, что позволяет осуществлять систематический контроль за деятельностью учреждений.

При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании денежных средств.

Остатки средств на лицевых счетах учреждений на конец года не отзываются со счетов, а переходят на следующий год и засчитываются при дальнейшем финансировании из бюджета. Если имеет место экономия денежных средств против установленных норм ассигнований по смете расходов, то сумма экономии остается в распоряжении этих учреждений и расходуется ими на социальные и производственные нужды в установленном порядке при условии выполнения показателей деятельности. При невыполнении определенных показателей учреждение не имеет права расходовать сэкономленные средства.

Сумма экономии - разница между общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год.

На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реа­лизации нематериальных активов и услуг.

Вроде бы Минфин РФ отказалось от остаточного принципа финансиро­вания бюджетных организаций, на деле в условиях экономического кризиса этот принцип начал действовать еще жестче. Бюджетное финансирование отстает от финансовых потребностей организаций науки, культуры и дру­гих. Это заставляет их самостоятельно искать источники финансового обеспечения своей деятельности. При этом государственные и муниципаль­ные организации являются некоммерческими, зарегистрированы в органи­зационно-правовой форме учреждения и осуществляют свою деятельность в соответствии о нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и За­кона РФ "О некоммерческих организациях" Этими нормами предусмотрено, что учреждения не полностью или частично финансируются собственником, т.е. государственными и муниципальными органами.

Теоретически деятельность бюджетных: организаций должна финансиро­ваться в объеме, обеспечивающем: покрытие эксплуатационных затрат на содержание организаций, включая расходы на заработную плату; приобре­тение технических средств и оборудования; проведение капитального ре­монта. На практике бюджетные средства обеспечивают лишь выплату зара­ботной платы и частичное возмещение расходов на оплату коммерческих услуг.

Увеличение доходов от собственной деятельности при уменьшении бюджетных ассигнований крайне нежелательно, поскольку это увеличение будет происходить в основном за счет дальнейшей замены бесплатных ус­луг платными и за счет интенсивного развития непрофильных видов дея­тельности. Кроме того, налог на прибыль от предпринимательской дея­тельности лишает организации стимулов к предприимчивости.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечи­вается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация. Бюджетная классификация пред­полагает научно обоснованную, обязательную группировку дохо­дов и расходов бюджета по однородным признакам, закодирован­ным в определенном порядке.

Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единооб­разно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об исполнении бюджета; осуществлять контроль и анализ по каж­дому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов при машинной обработке. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответству­ющих подразделениях бюджетной классификации, являются фи­нансовыми планами, обязательными для исполнения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование энергии света галобактериями | Основными причинами разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.