Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804-1872) – один из наиболее значительных представителей младогегельянства, основатель философии материализма.

1. Концепция антропологичесого основания религии. Фейербах считал религию и христианство в частности формой отчуждения человека от его собственной сущности, что является причиной экономического и политического угнетения. Чтобы изменить социальные порядки, реальные условия человеческого бытия, нужно преобразовать человеческое сознание, избавить людей от ложного понимания своей сущности, каковым является христианство.

В своем главном труде "Сущность христианства" (1841) он предпринял попытку свести религию к ее антропологическим основаниям, показать, что религия в целом есть не что иное, как извращенное, гипостазированное самосознание родовой сущности человека. Иначе говоря, по его мнению, собственные, реальные человеческие качества в религиозных представлениях, догмах и ритуалах идеализированы, преувеличены, превращены в абсолют. Так, таинство крещения имеет в своем основании почитание реальных свойств воды, ее способности очищать человека от грязи; таинство причащения, соответственно, абсолютизирует реальные свойства хлеба и вина; Божественное семейство есть не что иное, как идеал семейных отношений людей, и т.д. и т. п.

Сам Бог, как всемудрейшее, всеблагое, всемогущее идеальное существо, есть не что иное, как рафинированный, избавленный от пороков, недостатков, ограниченностей и слабостей человек - короче, идеальный человек, которого ложное сознание объективировало, превратило в высшую реальность. Или, иначе человек спроецировал в Боге самого себя как человеческий идеал; он сам создал Бога "по своему образу и подобию". Но, к сожалению, чем более совершенным в процессе такого человеческого самообожествления становится Бог то есть идеал человека тем более ничтожным в собственном мнении делается сам человек и, как следствие, тем более бедной, тусклой и ничтожной становится его реальная, земная жизнь.

По Фейербаху, избавленные от иллюзорного религиозного сознания, понимающие человеческие истоки религиозных представлений, люди должны заменить поклонение Богу уважительным отношением и любовью друг к другу. Речь поэтому не идет о тотальном отрицании религии (поскольку даже этимологически, как полагал Фейербах, слово "религия" означает не что иное, как "связь"), а о перестройке религии на антропологических принципах, и тем самым о замене религии, иллюзорной религии подлинной, в качестве основ которой сам философ предлагает собственный антропологический принцип философии.

2. Концепция антропологического материализма. Фейербах материалист, с его точки зрения, философия должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. Фейербах предпринял попытку "материалистического переворота" гегелевской философии. Основой этой обновленной философии должно быть обращение к "конкретно-индивидуальному", в противоположность "абстрактно-всеобщему" в гегельянстве. Соответственно, необходимо отказаться от идеи "чистого сознания", по Фейербаху, базового принципа всей философии Нового времени.

Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне природы. В центре внимания Фейербаха находится человек. Поэтому его учение получило название антропологический материализм.Человек рассматривается как психофизиологическое существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Человек – природное, биологическое существо. Человека надо принимать как целостность, сущность которого включает не только его "голову", но и его "сердце".

3. Теория познания. Для Фейербаха характерен "природного" сенсуализм. Решающая роль в познании отдается органам чувств. Мышление опирается на чувства. Органом мышления является мозг, но он служит лишь в связи с человеческой головой и телом. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Соответственно, постигать действительность следует, руководствуясь не только разумом, но и любовью: человек не только мыслящее существо, но также (и, прежде всего!) существо чувствующее. По мнению Фейербаха, истина, действительность и чувственность тождественны. Истинным есть, по Фейербаху, то, что соответствует сущности рода, ложно то, что не противоречит ему. Это значит, что сам человек есть "предметное существо", что сущность человека следует определять, отталкиваясь от его предметного бытия, что нет другого способа понять человека, кроме изучения его предметного мира, области его реальных потребностей и средств их удовлетворения. Итак, чувственное знание есть критерий истины.

4. Фейербах разработал диалектическую концепцию метафизического материализма, в которой показал, что идеалистическая диалектика невозможна. Он связал принципы материализма с принципами развития, чем заложил основы материалистической диалектики.

В конце своей жизни Фейербах несколько отходит от "природного" сенсуализма, поскольку выстраивает некую иерархию чувственных объектов: самыми важными из чувственных объектов для человека, согласно его представлениям, являются другие люди. Отсюда следует, что истина не дана непосредственно как чувственность, ее следует проверять в процессе диалога. Живой диалог «Я – Ты» основа человеческого взаимопонимания.Таким образом, взгляды Фейербаха, и, прежде всего, его попытка "материалистически перевернуть" гегелевскую философию, оказали огромное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).

Вывод: Немецкая классическая философия является вершиной достижения классической метафизики. Это оптимистическая прогрессивно-диалектическая философия, ставившая проблемы духа, разума и бытия как ключевые ценности Универсума.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Познание на уровне разума | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.