Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты рынка. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов




Классификация рынков

Рынок имеет богатую структуру, что предопределяет множествен­ность критериев разграничения структурных элементов. Рынки можно классифицировать по различным признакам.

По территориальному признаку рынки делятся на местные, нацио­нальные, мировые.

По степени зрелости рыночных отношений рынок подразделяют на развитый и формирующийся.

По отношению к действующему законодательству выделяют легаль­ный и теневой рынки.

По типу конкуренции делят на рынок свободной (совершенной) кон­куренции и рынки несовершенной конкуренции. К последним относятся чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Наиболее же глубинный критерий классификации — экономическое назначение объектов купли-продажи. По этому признаку различают сле­дующие его виды: рынок товаров, услуг, научно-технических знаний, ры­нок капиталов, рынок рабочей силы.

Рынок товаров — наиболее древний вид рынка. Он наиболее нам знаком: все мы являемся его участниками. При рассмотрении товарного рынка следует помнить, что все товары делятся на две большие группы: средства производства, к которым относят средства и предметы труда, и предметы потребления, которые включают продовольственные и непродо­вольственные товары, в том числе товары длительного пользования. Есть различия в функционировании рынка средств производства и рынка пред­метов потребления. Главное отличие состоит в том, что рынок средств производства, как правило, является оптовым, а предметы потребления проходят через розничную сеть.

Различают организованные и неорганизованные формы товарного рынка. Для средств производства и предметов потребления длительного пользования характерны организованные формы рынка. К ним относят ярмарки, аукционы, конкурентные торги, биржи.

Есть и другие многочисленные организации, главной задачей которых яв­ляется создание условий для нормального функционирования товарного рынка. Это информационно-справочные организации, оптово-посред­нические фирмы, торгово-сервисные фирмы, розничная сеть, организации, обеспечивающие закупку и хранение товаров для государственных нужд.

К рынку товаров примыкает рынок услуг. Здесь также можно выде­лить услуги производственного потребления и личного потребления. К услугам производственного потребления относятся сервисное обслужива­ние, ремонт и монтаж оборудования, компьютерное обслуживание и т.д. К услугам личного потребления относят услуги прачечных, парикмахерских, химчистки и пр.

На рынке научно-технических знаний объектами купли-продажи являются такие специфические товары, как патенты (документ, удостоверяющий авторство на изобретение и исключительное право на использо­вание изобретения), лицензии (разрешение на использование изобретения технологии, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение), ноу-хау (обозначение технических зна­ний и секретов производства, практического опыта, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и не обеспечены па­тентной защитой), научно-техническая информация. На этом рынке вы­ступают и его особые субъекты — технопарки, технополисы, информа­ционные центры.

Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг.

Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бу­маг — фондовые биржи.

Рынок рабочей силы – объектом купли продажи на данном рынке являются трудовые ресурсы. Инфраструктура данного рынка представлена биржами труда службами занятости и т.д.

Характеристика рынка была бы неполной без анализа его действующих лиц и объектов их интереса.

Действующими лицами, или субъектами, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство (семья) — это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

- обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании сво­их членов);

- самостоятельно принимает решения;

- является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;

- стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

Фирма — это экономическая единица, которая:

- использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

- стремится к максимизации прибыли;

- самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспе­чения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в эконо­мические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка. Взаимодействие рыночных субъектов может быть охарактеризовано с помощью следующей схемы (рисунок 5).

Домохозяйства, имея ресурсы (труд, землю, капитал, предпринима­тельские способности), предоставляют их через рынок ресурсов предпри­нимателям. Оплата фирмами ресурсов выступает на их стороне расхода­ми, а на стороне домохозяйств — доходами. Домохозяйства, получив до­ход от продажи ресурсов, будут тратить его на приобретение товаров и услуг, а предприниматели, предлагая и реализуя произведенную продук­цию, будут соответственно получать доход. Но домохозяйства тратят не весь получаемый доход на приобретение товаров и услуг; определенная часть его идет на налоги государству и личное сбережение.

 

Рисунок 5 - Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

 

Предприниматели не полностью расходуют полученную от продажи произведенной продукции выручку на оплату ресурсов; им необходимо выплачивать налоги, заменять устаревшее оборудование, расширять про­изводство и т.д. Кроме того, на движение расходов и доходов существен­ное воздействие оказывает государство, оно делает закупки продуктов и ресурсов, взимает налоги с фирм и населения, предоставляет бизнесу и домохозяйствам общественные блага. Поток расходов и доходов находит­ся в постоянном движении и называется кругооборотом.

5. Конкуренция, её формы и методы. Модели рыночной конкуренции

Рынок представляет собой индивидуалистическую систему. Его главной движущей силой является стимулирование личного интереса, ибо каждая экономическая единица хочет делать то, что выгодно ей самой. Владелец средств производства пытается получить высокую прибыль. К этому же стремится и продавец, повышая цены на свой товар. Потребитель же стремится приобрести товар по более низкой цене. Личный интерес формирует и определенный образ действия различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Свобода же выбора реализуется в форме стремления каждого получить для себя денежный доход. Это служит основой для конкуренции.

Слово «конкуренция» переводится как «сшибка», «столкновение» в результате каких-либо действий. В условиях рынка конкуренция не только возможна, но и необходима.

Конкуренция – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Возможность конкуренции вытекает из экономического суверенитета и свободы каждого участника рыночных отношений.

Необходимость конкуренции вызывается приоритетом покупателей над производителями (продавцами). Стремясь удовлетворить запросы потребителей, предприниматели реализуют свой собственный экономический интерес только через соперничество с другими участниками рынка, в борьбе за карман потребителя. Достижение целей одним предпринимателем осуществляется за счет ущемления интересов других участников сделки. Поэтому участник конкуренции должен настраивать себя на соперничество с другими предпринимателями, не рассчитывая при этом на протекцию со стороны органов власти и управления.

В условиях рынка отношения конкуренции возникают:

- между предпринимателями-продавцами: борьба идет за рынки сбыта, ценами, за величину нормы прибыли;

- между покупателями, которые борются друг с другом за наиболее выгодный доступ к товарам;

- между предпринимателями и покупателями (споры о ценах, качестве товара); вместе с тем здесь существует и практика так называемого навязывания потребностей, когда поставщики навязывают, формируют стандарты потребления, стереотипы, которые влияют на осуществление покупок потребителями.

Функции конкуренции:

Регулирующая функция воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало потребностям покупателей. В условиях свободного рынка именно потребитель определяет, что производить, в каких количествах и по каким ценам производить продукцию.

Функция размещения. В условиях свободной конкуренции ресурсы и произведенные продукты в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Рабочая сила стекается в те районы, где обеспечивается большая прибыль. При нерациональном применении ресурсов предприятие в условиях конкуренции автоматически лишается самой основы для деятельности.

Инновационная и адаптационная функция. Конкуренция ведет к тому, что производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда, эффективности производства. Инновации (вложение капитала в новое) являются жизненно необходимыми, так как производители вынуждены постоянно добиваться повышения отдачи от вложенных средств и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей. Производитель, который не учитывает это, рано или поздно оказывается вне игры.

Распределительная функция. Конкуренция проявляется в борьбе конкурентов друг с другом за получение наибольшей суммы материальных благ и услуг, произведенных в национальной экономике, притом на наиболее выгодных условиях. Конкуренция распределяет совокупный продукт, прежде всего по степени дефицитности того или иного производственного фактора. Например, если число желающих получить работу много, то оплата труда будет ниже, нежели в случае дефицита рабочей силы. Эти перепады в странах с рыночной экономикой пытаются скорректировать с помощью трансфертов (доплат).

Контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции не один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать условия другим его участникам. Иначе говоря, эта функция проявляется в недопущении господства монополий на рынке. Конкуренция ограничивает монополии и ста­вит их в определенные рамки.

В условиях совершенного рынка различают две формы конкурентной борьбы: внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

При внутриотраслевой конкуренции борьба идет между фирмами, входящими в одну отрасль. Борьба идет за рынки сбыта и цены.

При межотраслевой конкуренции происходит борьба между фирмами, занятыми в разных отраслях экономики. В этой случае соперничество идет за сферы приложения капитала, то есть из-за величины нормы прибыли, которая в разных отраслях различна.

В XX в. получила широкое распространение внутрифирменная борьба, при которой внутри одной корпорации различные подразделения вступают в соперничество между собой по поводу качества продукции и размера издержек производства и сбыта. В этом случае центральная бухгалтерия корпорации производит сравнение бухгалтерской документации различных подразделений. Отсюда и название этого вида конкуренции: бухгалтерская. Но эта конкуренция может получить положительный результат только в том случае, если подразделения фирмы выпускают не конечную продукцию (например, автомобили), а какие-либо компоненты конечного продукта.

В области маркетинга существуют три вида конкурентной борьбы:

- функциональная конкуренция. Она возникает в связи с тем, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Например, для занятия интеллектуальными играми можно использовать шахматы, шашки, нарды и другие. Для занятия туризмом можно воспользоваться велосипедом, мотоциклом, автомобилем, лодкой, байдаркой и т.д. Поэтому все эти товары в магазине функционально конкурируют друг с другом;

- видовая конкуренция происходит в том случае, когда на рынке появляются аналогичные товары, предназначенные для одной и той же цели, на имеющие различия по существенным характеристикам. Например, автомобили с различной мощностью двигателей, велосипеды с различным числом скоростей;

- предметная конкуренция. Она возникает в том случае, когда разные фирма выпускают аналогичные товары, которые отличаются друг от друга качеством изготовления или наличием несущественных деталей, которые могут отсутствовать у товаров-конкурентов. Например, различные велосипеды могут отличаться друг от друга наличием или отсутствием фонаря, багажника и т.п.

В конкурентной борьбе используются различные методы. Метод - это способ достижения каких-либо целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.