Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




 

Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Это очень важная зависимость со множеством полезных приложений. Это понятие обозначается как ценовая эластичность спроса. Например, 10% изменение цены на хлеб практически не вызовет изменения спроса на данный товар первой необходимости, а аналогичное изменение цены на ювелирные изделия существенно уменьшит объем спроса на данные предметы роскоши.

Эластичность спроса по цене – степень чувствительности спроса к изменению цены товара.

Эластичность означает интенсивность реакции. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен. Мерой отражения эластичности спроса служит коэффициент эластичности. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е:

ED ценовая = % роста или снижения объема спроса (2)
% роста или снижения цены товара

 

Различают пять вариантов эластичности.

I) Эластичный спрос (ED ценовая > 1). Это ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей ме­ре, чем цена (рисунок 12).

2) Эластичность единичная (ED ценовая = 1). Она имеет место тогда, когда на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется на 1%.

3) Неэластичный спрос (ED ценовая < 1). Ситуация, при ко­торой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена.

4) Абсолютно эластичный спрос (ED ценовая = ∞), Это ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены.

5) Абсолютно неэластичный спрос (ED ценовая = 0). В этом случае величина спроса не изменяется при любом изменении цены (либо изменяется крайне мало).

 

 

Рисунок 12 – Варианты эластичности спроса

О характере эластичности спроса судят и по такому показателю, как «совокупная выручка», которая определяется путем произведения цены единицы товара на число совершенных продаж. Совокупная выручка сопоставляется с изменение цены. Если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос считается эластичным. А если изменения однонаправлены, то спрос неэластичный.

От чего зависит эластичность спроса? Она зависит от целого ряда причин.

1) Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Например, при повышении цены на пиво одной марки покупатели могут переключить свой спрос на другую марку пива, цена которого равна старой цене данного пива.

2) Чем меньше у товара заменителей, тем ниже эластичность спроса. Одним из самых неэластичных товаров является соль, Ее нельзя заменить каким-либо другим товаром.

3) Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем эластичность спроса на этот товар ниже. Так, спрос на хлеб будет менее эластичным, чем спрос на поход в кинотеатр.

4) Спрос становится более эластичным с течением времени.

5) В случае неэластичного спроса производителю выгодно повышать цену товара, так как в этом случае его выручка увеличивается.

6) В случае эластичности спроса производителю выгодно понижать цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать.

Помимо цены на величину спроса оказывают влияние и другие факторы, например доходы покупателей. Ее можно определить аналогично эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса по доходу – степень чувствительности спроса к изменению доходов покупателей.

Коэффициент эластичности по доходу выражается формулой:

 

E D дох = изменение спроса, % (3)
изменение дохода, %

 

Численное значение эластичности спроса по доходу связано с понятием качественных товаров и товаров низкого качества. Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов увеличивает спрос на эти товары, т.е. доходы и спрос изменяются в одном и том же направлении. Наоборот, товары низкого качества имеют отрицательную эластичность, так как рост доходов вызывает сокращение спроса, т.е. доходы и спрос изменяются в противоположных направлениях.

Эластичность спроса по доходам зависит от ряда факторов:

1) от значимости товара для бюджета семьи; чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность;

2) от того, является ли данный товар предметом первой необходимости или предметом роскоши; для товаров первой необходимости эластичность ниже, чем для предметов роскоши;

3) от консерватизма спроса: при росте доходов потребители не сразу переходят на потребление более дорогих товаров.

Выделяют три основные формы эластичности спроса по доходу:

1) положительную, когда объем спроса растет с увеличением дохода;

2) отрицательную, когда объем спроса уменьшается с ростом дохода;

3) нулевую, когда объем спроса не чувствителен к изменению дохода.

Первая форма эластичности относится к нормальным товарам, вторая - к товарам низкого качества и третья - к товарам, потребление которых не чувствительно к доходам. В первом случае - это предметы роскоши, во втором - некачественные то­вары, в третьем - это товары первой необходимости.

Спрос на товар зависит не только от цены на этот товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене.

Перекрестная эластичность -это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены другого товара:

 

Еdперекр = % изменения спроса (4)
% изменения цены

 

Отличие этой формулы от вышеприведенных состоит лишь в том, что объем спроса относится к одному товару, а цена - к другому. Перекрестная эластичность спроса связана с товарами-субститутами (заменителями) и товарами комплементами (взаимодополняемыми). Так, масло и маргарин являются товарами-субститутами. Повышение цены на масло вызовет рост спроса на маргарин, что приведет к росту спроса на маргарин. В этом случае перек­рестная эластичность спроса положительна. Товары-комплементы имеют отрицательную перекрестную эластичность по цене, так как с повышением цены одного това­ра спрос на другой товар снижается. Например, повышение цены на обувь вызывает уменьшение спроса на нее, что, в свою очередь, сократит спрос на гуталин.

Выделяют три основные формы перекрестной эластичности:

1) положительная, характерна, взаимозаменяемым товарам;

2) отрицательная, характерна взаимодополняемым товарам;

3) нулевая, характерна товарам, которые не являются ни взамимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми.

Изменение цены оказывает влияние не только на величину спроса, но и на величину предложения, поэтому принято выделять и эластичность предложения по цене.

Эластичность предложения по цене – это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Как мы уже знаем, между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения позволяет определить степень реагирования произво­дителей разной продукции на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле:

ЕS цен = изменение предложения % (5)
изменение цены %

 

Различают 5 вариантов эластичности предложения. Ценовая эластичность предложения изменяется от нуля до бесконечности:

1) предложение считается эластичным, если ЕS цен > 1;

2) предложение считается неэластичным, если ЕS цен< 1;

3) эластичность будет единичной, когда она равна единице ЕS цен=1;

4) если объем предложения не увеличивается вне зависимости от того, насколько возрастет цена, то мы имеем дело с абсолютно неэластичным предложением;

5) если предложении вообще не возникает до тех пор, пока цена не достигнет определенного уровня, а если при данной цене и ниже ее продавцы готовы продавать любое требуемое количество продукции, то тогда говорят о абсолютном эластичном предложении, при котором ЕS цен= ∞.

Эластичность предложения всегда положительна. На нее влияют следующие факторы:

1) способность к длительному хранению; и стоимость хранения; для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой;

2) особенности производственного процесса; если производитель товара может расширять его производство при повышении цены или выпускать другой товар при снижении его цены, предложение данного товара будет эластичным;

3) временной фактор; производитель не в состоянии реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уво­лить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.

В коротком периоде предложение по цене мало эластично, так как оно может быть увеличено лишь путем более интенсивного применения производственных мощностей, которое увеличивает предложение на незначительную величину. В длительном периоде предложение по цене более эластично, ибо фирмы могут, расширив свои производственные мощности, и увеличить предложение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.