Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура советского общества

Социальная структура современного российского общества (по Т.И. Заславской).

1. Верхний слой (элита - 7%)

2. Средний слой (20%)

3. Базовый слой (61%)

4. Низший слой (7%)

5. Социальное дно (5%)

 

Следует обратить внимание, что Заславская не использует понятие класс, а лишь «слой», тем самым показывая не сформированность классов. Верхний слой – элита и субэлита, которые занимают важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процесс реформ. По сути – это основной субъект российских реформ.

Средний слой – зародыш среднего класса в западном понимании. Его представители не обладают достаточным для обеспечения устойчивости своего положения капиталом, ни уровнем профессионализма, ни престижем. Сюда относятся предприниматели среднего бизнеса, менеджеры некрупных предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты.

 

Базовый слой – сюда попадает большая часть интеллигенции (специалистов), служащие, технический персонал, работники массовых профессий, крестьянство. При всем различии их статусов, менталитета, их объединяет стремление приспособиться к меняющимся условиям и выжить, по возможности сохранить свой статус.

 

Низший слой характеризуется низким деятельностным потенциалом и слабая адаптация к меняющимся условиям. Это не слишком здоровые и сильные люди, часто пожилого возраста, пенсионеры, безработные, беженцы и др. Их объединяет очень низкий уровень дохода, образования, неквалифицированный труд и/или отсутствие постоянной работы.

 

Главной особенностью социального дна и отличием от низшего слоя служит изолированность от институтов общества, включенность в криминальные и полукриминальные институты (алкоголики, наркоманы, бомжи…)

Следует заметить, что в современном российском обществе продолжает развиваться социальная поляризация на основе имущественного и других видов расслоения, что создает серьезные угрозы для сохранения целостности общества.

 

Многие исследователи социальной структуры советского общества выражают свое несогласие с делением его на классы: рабочих, крестьян и их прослойки интеллигенции. И объясняют свою позицию, прежде всего, следующим образом. Куда следует тогда отнести: работников промкооперации (рыболовство, охота и др.), управленцев разного уровня, категорию служащих?

А, кроме того, со ссылками на первоисточник (Ленина), где дается следующее определение класса – «это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, их отношению (закрепленному в законах) к средствам производства, их роли в общественной организации труда, а также по размерам и способам получения доли общественного богатства» – выделить ряд классов.

 

В связи с этим, хочу предложить вам социальную структуру советского общества довоенного и после военного периода в табличной форме.

 

  Слои, классы Довоенный период - % Послевоенный период - % 60 – 80 гг.
Руководители партийных, государственных и прочих учреждений и организаций   2,5   6,2
Служащие, интеллигенция 14,1 20,9
Рабочие 32,1 56,4
Колхозники 46,2 11,7
Работники промкооперации 2,2 0,6
Крестьяне-единоличники 2,2 -
Некооперированные кустари 0,6 0,1
Прочие 0,1 4,1
Итого:    

 

 

В советский период в целом социальным перемещениям (мобильности) способствовали три основных фактора: партийность, образование, профессиональный опыт.

В довоенные годы 3/4 численности руководящих кадров страны составляли относительно молодые люди – не старше 40 лет. И эта группа характеризовалась самым быстрым ростом численности. Отличительной чертой партийной номенклатуры был довольно высокий (по тем временам) уровень образования: 71,4% - это люди со средним и высшим образованием (20,5% - высшим). Самыми отсталыми были лишь сельские администраторы.

Второе место по темпам роста занимала группа служащих и интеллигенции, и она являлась главным источником пополнения номенклатуры. Сюда входили работники плановых и финансовых органов, учета и контроля, технический персонал предприятий, а также педагогические, медицинские работники, работники культпросвета.

Рабочий класс, несмотря на быстрый рост в условиях индустриализации и развития отраслей тяжелой промышленности, еще носил на себе отпечатки своего крестьянского прошлого. При этом долгое время в промышленности сохранялся высокий удельный вес ручного труда. Все более уравнительной становилась оплата труда. В ответ на рост недовольства рабочих своим положением государство отвечает только усилением репрессивных мер: введением уголовной ответственности за мелкие преступления (пьянство, хулиганство), а также запретом увольнения работников по собственному желанию.

Колхозники являлись основной социальной группой на селе и находились, фактически, на нижней ступени социальной иерархии. Среди них была невысокой грамотность (2/3 грамотных), большую ее часть составляли женщины и люди старших возрастных групп. Крестьяне-единоличники были вымирающей категорией.

Невысок процент и работников промкооперации, а также кустарей.

Как можно увидеть из таблицы, в послевоенные годы произошло изменение социальной структуры общества. Существенно выросла численность рабочего класса и интеллигенции и одновременно сократилась – сельского населения. Заметен рост и партийной номенклатуры.

Если в довоенные годы большая часть населения проживала в сельской местности, то после ВОВ, а точнее к 1980 г. численность городского населения достигает 62%. Повышается и уровень образования – 80,6% людей имели высшее среднее или неполное среднее образование. Из них 11,3 % - высшее. В 1975 г. вводится обязательное 10-летнее образование.

К концу 80-х каждый 10-й работающий имел высшее образование. По числу дипломированных инженеров СССР вчетверо превзошел США, хотя экономике столько инженеров не требовалось. Оказались раздутыми штаты многих научных институтов. При этом если в 1940 г. зарплата инженерно-технических была в 2,5 раза выше, чем зарплата рабочих, то к началу 1980-х гг. она практически стала равной или даже меньше чем у рабочего. Т.о. явно прослеживается политика снижения социальной роли интеллигенции. Наиболее низкой зарплата была у колхозников, равно как и вся сельская инфраструктура не могла считаться развитой. К тому же только в 1974 году у крестьян появились паспорта, благодаря чему они избавились от дискриминации своих прав и смогли свободно покидать село, переезжать в город (а не в другое село). Паспортизация по единому образцу и обязательность прописки были введены в СССР в 1932 г. с целью учета городского населения, а также борьбы с преступностью.

По некоторым оценкам, теневая экономика страны к концу советского периода могла достигать 30% от общего объема ВВП, что не могло не сказаться на экономическом положении народа. Ведь из-за этого происходило сокращение налоговой базы, снижение конкурентоспособности и эффективности легальной экономики, рост коррупции, утечка капиталов за границу и многое др.

И с таким капиталом страна подошла к перестройке, к коренным общественным преобразованиям.

 

* * *

 

Определенный вклад в осмысление проблемы социального неравенства с точки зрения социальной справедливости был также внесен американскими учеными, в частности, П. Блау была разработана система параметров, относимых как к индивиду, так и к социальной группе и разделяющая их на номинальные и ранговые параметры.

К номинальным параметрам были отнесены: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, место жительства, область деятельности, политическая ориентация. Они характеризуют социальную дифференциацию и не предусматривают ранжирование на более высокое и низкое положение в обществе. Если же это случается, то следует оценивать с точки зрения несправедливости и угнетения.

К ранговым параметрам: образование, престиж, власть, богатство (наследство или накопление), доход (зарплата), происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность. Они предполагают ранжирование и отражают именно социальное неравенство.

 

Тем не менее, по сей день существуют различные виды неравенства по номинальным параметрам, в частности – гендерное неравенство (мужчины имеют больший доход, большую политическую власть и занимают более престижные должности. Это может иметь не прямую, а косвенную реализацию. К примеру, женщины оказываются вытесненными в менее престижные сферы деятельности с меньшей зарплатой. Но если в силу каких-либо реформ или общественных преобразований мало престижная должность приобретает более высокие статус и оплату труда, то эта сфера деятельности стремительно пополняется мужчинами. Продолжают ранжироваться и такие номинальные показатели, как: расовые и национальные признаки, место жительства.

Еще один пример: всеобщность избирательного права довольно недавнее явление (послевоенных лет).

 

Женщины получают право на участие в выборах:  
Страна Год
Франция 1944 г.
Япония 1945г.
Греция 1956 г.
Швейцария 1972г.
Португалия 1974 г.

 

* * *

Заметим, что в настоящее время, в эпоху постиндустриального развития, происходит усиление значимости информации, и она начинает уже выступать как важный фактор социального неравенства. Информационное неравенство, конечно, существовало издавна. В истории развития человечества носителями информационного неравенства сначала выступали совет старейшин и члены племени. Позднее, с возникновением письменности, ими стали читающая элита и неграмотные люди. В обществе, разделенном на привилегированную элиту и малограмотные массы, возможность образования и доступа к разным видам информации получали преимущественно выходцы из высших слоев.

В условиях глобализации информационное неравенство переходит в область межстрановых отношений.

Согласно данным, приводимым в информационном бюллетене концерна Microsoft, в настоящее время имеет компьютеры менее 5% населения мира, а подключены к Интернету менее чем 2%. В плане доступа в Интернет наблюдается доминирование развитых стран при катастрофическом отставании развивающихся стран (Африки и Ближнего Востока). К примеру, в Лондоне пользователей Интернета больше, чем во всей Африке.

По данным Всемирного экономического форума на 2007 г. Россия занимает 70 (из 122) место в мире по использованию информационных технологий.

* * *

 

Положение индивида или группы в системе социальной иерархии определяется понятиями:

§ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - это соотносительная позиция индивида или группы в социальной структуре общества, определяемая социальными признаками

§ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус и реализуемое через систему норм

 

У каждого человека может существовать целый набор таких статусов (с разным рангом в различных сферах), но один из этих статусов имеет существенные отличия, обладает универсальностью – это власть. Хотя он сам по себе является производным от других видов показателей (экономический статус, происхождение, должность…), этот статус (за счет принуждения и контроля) позволяет человеку быстрее достигать высокого уровня по другим ранговым показателям.

 

Статус определяетсяследующими параметрами:

· права

· обязанности

· функции

 

Статусы можно классифицировать:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория социальной стратификации | Крупнозернистый параллелизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.