Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе




Дополнительная

Основная

Учебные вопросы

ПЛАН

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

по теме «Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки»

для слушателей, курсантов, студентов по специальностям: 080901.65 -бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107.65 - налоги и налогообложение, 080101.65 - экономическая безопасность

 

 

Разработал:

к.э.н., доцент Гладкова С.Б.

 

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №6 от 26.06.2013

 

 

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

1. Определить обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.

2. Изучить обжалование решения налогового органа в арбитражном суде.

3. Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении полученных знаний на практике

 

Введение

1. Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.

2. Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде

Заключение

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. М., Изд-во Омега-Л, 2013.

2. Закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

5. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции".

6. Голищева Л.Е., Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

7. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р., Налоговый контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

8. Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Кнорус, 2013.

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. 8-е изд. перераб. и доп., М.: Дашков, 2010.

2. Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов н/д. Феникс, 2007.

3. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М., Омега-Л, 2008.

4. Налоговое администрирование. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Гончаренко. М., КНОРУС, 2009.

5. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль, 2-е изд., перераб. и доп. М., Эксмо, 2009.

6. Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

7. Организация и методика налоговых проверок. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.Н. Романова. М., Вузовский учебник. 2009.

8. Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. М., Вузовский учебник. 2008.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их долж­ностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты на­логовых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотрен­ном федеральным законодательством. Обжалование может быть обращено в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему долж­ностному лицу) или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Согласно разъяснению, данному Пленумом ВАС РФ, при приме­нении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

В определении от 04.12.2003 г. № 418-0 КС РФ указал, что нало­гоплательщик также может обжаловать в арбитражном суде ненор­мативные акты любых должностных лиц налогового органа.

Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЭ в НК РФ вне­сены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2009 г. реше­ние о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налого­плательщика к ответственности за совершение налогового правона­рушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Законодатель предусмотрел обязательную досудебную процедуру обжалования для ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов. К таким актам относятся решение о привле­чении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решения такого вида выносятся по ре­зультатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Другие ненормативные правовые акты, в том числе решения об отказе в зачете налога, о наложении ареста на имущество налогопла­тельщика, взыскании налога, пеней и штрафа, приостановлении операций по банковским счетам, а также действия или бездействие налоговых органов могут быть обжалованы в суде без предваритель­ного административного обжалования.

Законодательством предусмотрены два порядка досудебного об­жалования решений налоговых органов:

• обжалование решения налогового органа, не вступившего в за­конную силу (апелляционная жалоба);

• обжалование решения налогового органа, вступившего в закон­ную силу (жалоба).

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) испол­нение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового ор­гана.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, пре­дусмотренном ст. 139-141 НКРФ.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий нало­говый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восста­новлен соответственно вышестоящим должностным лицом налого­вого органа или вышестоящим налоговым органом. Основания для восстановления пропущенного трехмесячного срока на подачу жа­лобы не установлены и определяются органом или должностным ли­цом, которому подано заявление о восстановлении пропущенного срока. Например, для налогоплательщика — физического лица ува­жительными причинами могут считаться болезнь, тяжелое стечение личных и семейных обстоятельств, болезнь или смерть близких; для юридического лица — отсутствие информации о налоговом органе, которому должна подаваться жалоба, и другие причины.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привле­чении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за соверше­ние налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового ор­гана о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Законодательно регламентирована письменная форма подачи жалобы соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Апелляционная жалоба на соответствующее решение налого­вого органа подается в вынесший это решение налоговый орган, ко­торый обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налого­вый орган. Лицо, подавшее жалобу до принятия по ней решения, может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жа­лобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же долж­ностному лицу.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

а) пропуска срока подачи жалобы (ст. 139 НК РФ);

б) отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26-29 НК РФ);

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым орга­ном (должностным лицом);

д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотре­ния его жалобы в 10-дневный срок со дня ее получения. Отказ нало­гового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотре­нии жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сро­ков, установленных для подачи жалобы.

В состав документов, которые могут быть приложены к жалобе, входят:

• акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя,

нарушает его права (например, постановление о привлечении к

административной ответственности);

• акт налоговой проверки;

• первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

• иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах,

имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

1) на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов — вышестоящим налоговым ор­ганом;

2) действия или бездействие должностных лиц налогового ор­гана — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоя­щего налогового органа;

3) действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим на­логовым органом.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное налоговым органом в отношении ор­ганизаций, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, а вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица, — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 101 НК РФ налогопла­тельщик имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а его присутствие при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 03.06.2009 г. № 03-02-08/46).

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять по делу новое решение (п. 2 ст. 140 НК РФ). В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 г. № А58-2053/08-0325-Ф02-6772/08 указано, что нормы права не запрещают вышестоящим органам отменять или изменять решения нижестоящих в части, не обжалованной налогоплатель­щиком. Следовательно, подавая апелляционную жалобу на решение инспекции, налогоплательщик не застрахован от того, что решение может быть изменено даже в той части, которая его устраивает и ко­торая не обжаловалась. Если налогоплательщик не будет присутство­вать при рассмотрении его жалобы, то очевидно, что он не будет знать о вменяемых ему нарушениях и не сможет представить свои возражения по данным обвинениям.

Однако возможность давать объяснения вышестоящему налого­вому органу относительно вменяемых налогоплательщику наруше­ний представляет собой конституционно гарантированное право на защиту его интересов. Конституция РФ гласит: каждый вправе за­щищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через представителя, а также давать на­логовым органам и их должностным лицам пояснения по исчисле­

нию и уплате налогов (подп. 6 и 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Согласно разъ­яснениям Минфина РФ налогоплательщик лишен права на пред­ставление возражений в вышестоящий орган, поскольку его участие в рассмотрении апелляционной жалобы ни НК РФ, ни иными доку­ментами не предусмотрено. Однако закон разрешает налогоплатель­щику защищать свои интересы путем представления налоговому органу объяснений и не запрещает присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим органом.

Таким образом, возможность присутствия налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим нало­говым органом может быть предметом обращения в Конституци­онный Суд РФ, поскольку существует неопределенность в том, как в данной ситуации налогоплательщик может реализовать право на защиту своих интересов.

Налогоплательщик заинтересован в том, чтобы участвовать в рас­смотрении его апелляционной жалобы. Только тогда он сможет узнать о вменяемых ему нарушениях и представить вышестоящему органу соответствующие пояснения по исчислению и уплате налогов. Кроме того, присутствие при рассмотрении жалобы поможет нало­гоплательщику подготовиться к защите в арбитражном суде, если возникнет такая необходимость. Поэтому целесообразно непосред­ственно в текст апелляционной жалобы внести просьбу о предостав­лении возможности присутствовать на заседании и давать пояснения в ходе рассмотрения жалобы. Если подобная просьба останется без внимания либо в ее удовлетворении будет отказано, налогопла­тельщик вправе защищать свои права в суде.

Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заклю­чение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Выше­стоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам на­логоплательщиков юридические подразделения запрашивают мне­ние соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их на­личии). Заключения методологических подразделений представля­ются в юридические подразделения в пятидневный срок. Жалобы налогоплательщиков рассматриваются с учетом судебно-арбитраж- ной практики по этим вопросам.

Затем юридическое подразделение готовит рассмотрение жалобы на комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков. Комис­сия возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющими оперативное руководство юридическим подразделением. Комиссия включает руководство юридического подразделения, специалистов, принимающих непо­средственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответ­ствуют законодательству РФ, комиссия рассматривает жалобы нало­гоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-на­логоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие. В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рас­смотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого пере­носа с учетом сроков, предусмотренных НК РФ.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, дей­ствие или бездействие не соответствуют законодательству РФ, в ко­миссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же осно­ваниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.

В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплатель­щиков составляется протокол. В протоколе заседания указывается:

• год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;

• наименование налогового органа (должностного лица), рас­сматривающего жалобу налогоплательщика;

• основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;

• сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;

• мнение каждого члена комиссии, приглашенного специалиста, должностных лиц организации-налогоплательщика либо инди­видуального предпринимателя или их представителей. Протокол заседания комиссии по рассмотрению жалоб налого­плательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в засе­дании, не позднее следующего после заседания дня. По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместите­лем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юри­дическим подразделением) принимается решение.

Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жа­лобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию НК РФ не предусмотрено.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вы­шестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

• оставить жалобу без удовлетворения;

• отменить акт налогового органа;

• отменить решение и прекратить производство по делу о налого­вом правонарушении;

• изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по су­ществу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вы­шестоящий налоговый орган вправе:

• оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

• отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

• отменить решение налогового органа и прекратить производ­ство по делу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе при­нимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководи­теля) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если налоговый орган (должностное лицо), рас­сматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руко­водителем налогового органа, принявшим такой акт, либо выше­стоящим налоговым органом.

Решение о привлечении к ответственности за совершение нало­гового правонарушения или решение об отказе в привлечении к от­ветственности за совершение налогового правонарушения, не всту­

пившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налого­вого органа, последнее вступает в силу с даты его утверждения вы­шестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, последнее с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правона­рушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение нало­гового правонарушения или решение об отказе в привлечении к от­ветственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжало­вания такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.