Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи направления работы психолога




Психолог, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку пси­хических процессов и функций. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенно­сти, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его мас­сой запретов. Тем самым они убивают активность и самостоятель­ность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноцен­ности.

Работа психолога включает в себя следующие направления: .психологическая диагностика,. коррекционно- развивающее направление, психологическое просвещение и профилактика. Коррекционно- развивающее направление включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

- групповые коррекционно-развивающие занятия (ра­бота в личностной и познавательной сферах);

- индивидуальные коррекционно-развивающие заня­тия (работа в личностной и позна­вательной сферах);

- тренинговые занятия с педагогами и специа­листами ДОУ;

— индивидуальные занятия с одаренными детьми;

— занятия по психологической подготовке де­тей к школьному обучению;

- тематические занятия с родителями (напри­мер, обучающие семинары)

С точки зрения И. В. Дубровиной основной целью коррекционной работы с детьми, характе­ризующимися нормальным развитием, является содействие полноценному психическому и личнос­тному развитию, основываясь на знании возраст­ных норм индивидуальных возможностей ребен­ка.

Залог успеха коррекционно-развивающей дея­тельности - правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаи­мосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление про­блем в другой Видынарушений развития ребенка-дошколь­ника.

1. Нарушения, вызванные негативным воздей­ствием на ребенка (единичные случаи).

2. Нарушения, вызванные систематическим не­гативным отношением к ребенку, следствием ко­торого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики.

3. Нарушения, являющиеся следствием дефор­мации психики.

4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
В выборе диагностических методик, в коррекционно-развивающем направлении ориентиром яв­ляются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэто­му построение занятий должно предусматривать приоритет игровой формы, а целевая установка дол­жна варьироваться в различных сочетаниях.

В процессе подготовки детей к школе необходи­мо делать акцент на развитие учебных навыков. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разгова­ривать, удерживать необходимое время свое вни­мание и т.д.

Данное направление включает и работу со взрос­лыми (родителями и педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.Психологическое просвещение и профилактика. Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, повышение их психоло­го-педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемых пси­хологом родителям и педагогам, должны входить:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного пси­хологического развития;

- готовность к школе и т. д.

4. Основные методы работы с дошкольниками:

1.арт терапевтические методы.

2. игровая терапия.

3. психогимнастика.

4. поведенческие методы.

Один из путей содействия росту произвольности психической саморегуляции основан на гимнастике психики ребенка. Челове­ческий организм самой природой запрограммирован на поиск при­способительных реакций к изменяющимся условиям среды.

Первый этап тренировки психической произвольности-развитие самоощущения, самопонимания, самосознания

Второй этап тренировки психической произвольности — научиться изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении. В детском возрасте способность под­чинять свою жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции по­ведения у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка близко к образу. Понимание общих механизмов психофизической регуляции организма дает возможность воздей­ствовать на развитие детской психики не извне, а изнутри.

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию раз­личных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Одна из методик под таким.названием была создана Ганой Юновой в ЧССР в 1979 г.

«Психогимнастика» Г. Юновой представляет собой модифика­цию для подростков групповой психотерапевтической методики, широко известной как «Психодрама» Дж. Морено (1892 — 1972).

Дж. Морено в молодости работал в детских садах и при­думывал для своих подопечных сценарии, которые становились канвой для детской импровизации, — это были уже зачатки психо­драмы.

Дж. Морено организовывал игровую психотерапию у детей так, что сами пациенты оказывались исполнителями тех или иных ролей. Психотерапевт являлся постановщиком психодрамы. Больные выполняли функции как актеров, так и зрителей. В таком виде метод представляется аутопсихотерапевтическим.

В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:

I фаза — снятие напряжения

II фаза — пантомима.

III фаза заключительная, закрепляющая чувство принад­лежности к группе (используются различного рода коллективныеигры и танцы).

Метод психогимнастики, разработанный Г. Бардиер, И.Ромазан и Т.Чередниковой, опирается на представления о механизмах психофизической саморегуляции, законах их формирования в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функцио­нальном психофизиологическом единстве деятельности организ­ма как целостной системы (П. К.Анохин). Это единство означает, чтоизменение в деятельности какого-либо элемента системы вы­зывает изменения в работе других ее звеньев. По мере созревания мозговых структур и определенных нервных ребенка появляются возможности самому управлять своим поведением. Этому процессу можно способствовать, созда­вая условия для деятельности и тренировки растущих и созреваю­щих функций ребенка. Способность регулировать различные сфе­ры психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.

В двигательной сфере:

умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

умение различать и сравнивать мышечные ощущения;

умение определять характер ощущений (напряжение — расслаб­ление, тяжесть —легкость и т.д.) и характер движений, сопро­вождаемый этими ощущениями (сила —слабость, резкость — плав­ность, темп, ритм)

B эмоциональной сфере:

умение произвольно направлять свое внимание на испытывае­мые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, оп­ределять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивитель­но, страшно и т.п.);

умение одновременно направлять свое внимание на мышеч­ные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают ок­ружающие.

В сфере общения:

умение улавливать, понимать и различать эмоциональные со­стояния других людей; умение сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по об­щению и полноценно проживать — прочувствовать его эмоцио­нальное состояние);

умение отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоцио­нальное состояние другого проявить такие чувства, которые он ожидает).

В поведении:

умение определять конкретные цели своих поступков;

умение искать и находить средства достижения этих целей;

умение проверять эффективность выбранных путей, правиль­ность выбора опытом чувств в аналогичных ситуациях;

умение предвидеть конечный результат своих действий и по­ступков;

умение брать на себя ответственность;

Методика развития основ произвольности психической регуля­ции у детей включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга и элементов игровой коррекции поведения.

Занятия проводятся в форме игр-драматизации на увлекатель­ные для детей темы, например:

Персонажами игры становятся сами дети и ведущий взрослый (психолог). Уча­стие детей в игре является добровольным.

Элементами игр являются специальные упражнения, объеди­ненные в группы и направленные на развитие умений произволь­ной регуляции в различных сферах психики.

Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка.

Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо все упраж­нения объединить содержанием сюжетпо-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — еще одно усло­вие игры.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача — помочь детям сбросить инертность психического и физического самочув­ствия, поднять мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для этого выполняются несколько упражнений-игр на внимание и проводятся подвижные игры

Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: зву­ки, голоса, предметы, люди, их эмоции и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки слышны на улице?», «Кто из детей самый грустный?»

Подвижные игры могут быть любыми, но они должны быть все­гда интересны детям.

Bce игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Психогимнастика — это не механическое повторение физических упражнений.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает ка­кой-либо образ. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального един­ства.

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений долж­но способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер. Оно направлено на решение следующих задач:

-дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения;

-тренировать его в произвольном внимании к своим ощущени­ям, учить сравнивать их между собой;

учить ребенка определять характер физических движений и со­относить их с мышечными ощущениями;

В последовательности психогимнастических упражнений важ­но соблюдать чередование и сравнение противоположных по ха­рактеру движений:

напряженных и расслабленных;

резких и плавных;

частых и медленных;

дробных и цельных;

едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

вращений тела и прыжков;

свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую дея­тельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная ак­тивность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инерт­ность самочувствия.

Кроме разминки, включающей упражнения на движение и психогимнастики в сюжет каждого занятия обязательно включа­ются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Далее следует коммуникативная часть занятия, когда происхо­дит тренировка общих способностей несловесного воздействия де­тей друг на друга. Это могут быть эмоциональные проявления и контакты-пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребе­нок овладевает главным инструментом общения — умением сопереживать, освобождается от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.

Следующий этап занятия — тренировка умения регулировать свое поведение. Этот этап решает следующие задачи:

показ-проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;

выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадап­тивного поведения;

приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стерео­типов поведения и способов разрешения конфликтов;

развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Составляя тренинговые упражнения для поведенческих игр, психолог варьирует их в следующем диапазоне:

проигрывание ситуации с типовыми инцидентами;

отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место в детском саду или дома;

загадки на разрешение конфликтных ситуаций;

самостоятельные игры-фантазии с проекцией внутренних эмо­циональных проблем и актуальных переживаний;

домашние задания на активизацию положительно эмоциональ­ных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реа­гирования.

Заключительная часть занятия направ­лена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, приводит детей в состояние эмоционального равнове­сия. Специальные техники здесь не используются. Это может быть хоровое пение, скандирование любимых веселых стихов, сопровождаемое движением. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность проведения самостоятельной свободной игры, и которой может спонтанно продолжиться понравившийся сюжет или упражнение.

Регулярное выполнение комплекса психогимнастических уп­ражнений приводит и к вторичным психологическим эффектам: формированию положительного образа тела, что ведет к само­принятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной ус­тойчивости, гармонизации психики. Другим важным эффектом психогимнастики является разви­тие абстрактных и творческих способностей у детей, для этого ис­пользуются игры с замещаемыми предметами.

Психогимнастика Чистяковой М.И. ориентирована на детей младшего возраста., Основной акцент в ней сделан на обучение элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы заня­тия) и на приобретение навыков в саморасслаблении (IV фаза ЗАНЯТИЯ).

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выраже­ния эмоций — выразительным движениям. В этом психогимнасти­ка сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего по­нимания себя и других, снятие психического напряжения, созда­ние возможностей для самовыражения. J

|В психогимнастике большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального раз­вития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможен-ности, а также неумения словесно общаться.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.

К концу разработанного нами курса психогимнастики, состоящему из 20 занятий, дети должны овладеть примерно 8 понятия­ми, связанными с переживанием основных эмоций, и 10 представ­лениями, оценивающими личностные качества человека.

Схема занятия по психогимнастике

I фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выра­зительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашен­ных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

2. фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта> честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их соци­альной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений од­новременно. фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую на­правленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребен­ка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

3. фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психо­эмоционального напряжения, внушение желательного настрое­ния, поведения и черт характера.

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Мы называем его «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит пси­хогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнас­тику не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Так, пока взрослые стоят и разговаривают, все дети балуются, а как только взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, можно сыграть на фортепиано арпеджио или какую-нибудь музыкальную фразу из популярной детской песни. Сигналом может стать и включение света, если «минутка шалости» сопро­вождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или по­движную игру.

Дошкольников в группе должно быть не более шести, а млад­ших школьников — не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нем в положении зрителей.

Надо следить и за тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реак­циям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, только амимичные, только с неустойчивым вниманием и т. п.

Игровая коррекция в работе с дошкольниками Игровая коррекция поведения является формой групповой пси­хотерапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях (А.И.Захаров). Игровая коррекция используется при различных фор­мах нарушения поведения, детской тревожности, страхах, нару­шениях общения, неврозах, аутизме у детей. Основная цель игровой психокоррекции — создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, пере­стройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, рекон­струкции общего хода развития и воссоздания полноценных об­новленных контактов ребенка с миром.

Задачи:

актуализация у ребенка новых форм переживаний;

воспитание позитивных чувств по отношению к окружающим;

формирование адекватного отношения к самому себе и дру­гим;

развитие самосознания, повышение уверенности в себе;

обогащение приемов общения;

отработка новых видов игровой и других видов деятельности. Основные принципы игровой психокоррекции:

специфичность обстановки. Ребенок попадает в несколько не­обычную для него обстановку: все, что окружает ребенка, посту­пает в его полное распоряжение.

специфичность контакта. Ребенок попадает в ситуацию, где не дей­ствуют старые нормы жизни. Он получает свободу вести себя так, как он хочет;

безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «вы

плеснуть» наружу свои внутренние, глубоко личные проблемы.

минимальное количество ограничений

активность самого ребенка. Опора на все сильное и позитивное в личности ребенка

Процесс и этапы психокоррекции. (А. С. Спиваковская.)Для детской группы характерна своя внутренняя дина­мика. Групповой процесс возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ори­ентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. На этом этапе решаются следующие задачи:)

диагностическая — выявляются особенности эмоционально-по­веденческой сферы, требующие коррекции;

создание у ребенка положительного эмоционального настрое­ния и атмосферы «безопасности» в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт

На втором этапе принимает целенаправлен­ный характер, используются специальные приемы. Здесь происходит эмо­циональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций

На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, раз­вить навыки общения, обогатить игровую деятельность.

Этапы психокоррекции:

I этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу. Используются следующие приемы:

невербальные средства общения;

поощрение спонтанной активности ребенка.

П этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, по­зиция психолога становится более активной. Приемы:

интерпретация;

отражение;

демонстрация более адекватных способов поведения;

внушение;

создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определен­ного способа действия;

использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами.

Структура психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Основная цель занятий — сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

1. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию.

II Мимические и пантомимические этюды.

Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональ­ных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др.), связан­ных с переживанием телесного и психического довольства и не­довольства.

П1. Игры и этюды на выражение отдельных качеств ха­рактера и эмоций.

Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых со­циальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их мо­ральная оценка.

4 Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую на­правленность на определенного ребенка или на группу,

V Окончание занятия, психомышечная тренировка.

Задачи: снятие психоэмоционального напряжения, вну­шение желательного настроения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.