Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование производительности труда и её определение по различным отраслям ждт

 

На железнодорожном транспорте для планирования производительности труда применяются три метода:

– метод планирования по отчетному уровню за прошлый период с учетом сложившейся динамики;

– метод прямого счета;

– метод технико-экономических расчетов по отдельным факторам;

– метод планирования по укрупненным факторам.

При планировании производительности по отчетному уровню, как правило, не производится анализа влияния всех факторов на ее общий рост, не учитываются изменения структуры производства. Такой способ планирования нередко ставит хорошо работающие предприятия в неблагоприятные условия, а плохо работающие, наоборот, – в более выгодное положение. При этом в полной мере не учитываются объективные возможности предприятий.

Для планирования производительности труда вторым методом необходимо прямым расчетом определить плановый контингент. В практике планирования применяют расчет по хозяйствам и важнейшим группам работников, а также укрупненный расчет по дороге или отделению в целом. Общий эксплуатационный контингент определяют суммированием отдельных результатов, полученных по хозяйствам, а производительность труда – делением планируемого объема работы на этот контингент. Сопоставляя полученный уровень производительности с базисным периодом, определяют темпы роста производительности труда. Расчеты по этой методике требуют длительных и весьма трудоемких работ, и не всегда результаты являются объективными. Недостатком метода прямого счета также является то, что этот метод исходит из принятой на предприятии технологии и организации производства, которые не всегда в полной мере соответствуют объективным возможностям предприятия. Эти недостатки усугубляются еще отсутствием учета экономии затрат труда по соответствующим факторам в результате осуществления тех или иных мероприятий.

В силу большой трудоемкости метод прямого счета в какой-то мере применим лишь в линейных предприятиях и совершенно непригоден для планирования в масштабе отделения, дороги и сети в целом.

Наиболее приемлемым для всех подразделений является третий метод – метод технико-экономических расчетов роста производительности труда по отдельным факторам.

Планирование роста производительности труда осуществляется путем технико-экономических расчетов экономии рабочей силы (рабочего времени) по факторам в результате проведения технических, организационных и экономических мероприятий. Экономия рабочего времени выражается в уменьшении необходимой численности работников. Если экономия времени по расчету выражена в человеко-часах, то она пересчитывается в среднегодовую численность рабочих.

Порядок расчета следующий:

1. Сначала определяется исходная расчетная численность работников (Чр), необходимая для выполнения планового объема работ при условии сохранения производительности труда базисного периода:

,

где – плановый объем перевозок в приведенных тонно-километрах;

ПТБ – уровень производительности труда базисного периода,

равный ;

ЧБ – численность работников базисного периода;

К ВП – коэффициент увеличения объема перевозок по плану.

2. Далее определяется экономия (перерасход) численности работников по каждому фактору, .

3. Определяется задание по росту производительности труда в целом по железной дороге по следующей формуле

,

где – экономия численности работников по всем факторам;

Чр – расчетная численность работников;

– плановая численность работников.

Экономия в численности работников по факторам определяется прямым счетом. Причем расчет влияния отдельных факторов нарост производительности труда выполняется в определенной последовательности. Его целесообразно начинать с третьей группы факторов. Затем природно-климатические и прочие факторы, а потом уже факторы действительного повышения производительности труда (I и II группы). Это связано с тем, что экономия в численности по факторам III и IV группы не зависит от работы предприятия.

Изменение объема и структуры перевозок.

1. При увеличении объема перевозок численность некоторых категорий работников (условно-постоянный контингент) возрастает в меньшей степени, чем расчет объем перевозок. Относительное уменьшение численности работающих рассчитывается по формуле:

 

,

 

где – численность условно-постоянного контингента в базисном году;

– индекс роста объема перевозок в приведенных тонно-километрах;

– коэффициент, учитывающий прирост условно-постоянного контингента при росте объема перевозок.

2. Если при росте объема перевозок одновременно изменяется и структура перевозок (для грузо- и пассажирооборота), то в связи с различием трудоемкости и темпов роста грузовых и пассажирских перевозок изменяется и производительность труда

 

,

 

где – среднесписочная численность работников в базисном периоде;

– индекс роста объема перевозок в тарифных тонно-километрах;

– удельная трудоемкость продукции соответственно в планируемом и базисном году.

Трудоемкость – величина, обратная производительности труда, она определяется отношением численности работников соответственно к грузо- или пассажирообороту.

В связи с тем, что трудоемкость единицы пассажирских перевозок выше грузовых в 2,5 – 3 раза, при увеличении их удельного веса производительность труда снижается, а при уменьшении наоборот растет. В этом и проявляется влияние структуры перевозок на производительность труда.

Изменение природно-климатических факторов.

Природные условия оказывают влияние на производительность труда, однако учесть их довольно сложно.

Повышение технического уровня производства.

Исходными данными для расчета возможной относительной экономии рабочей силы и соответственно повышения производительности труда за счет технического совершенствования процесса перевозок является план развития и внедрения новой техники, планы пересмотра норм выработки, отражающие величину и причины снижения трудоемкости изделий.

,

где – сокращение трудоемкости (экономия в затратах труда на единицу i -ой продукции). Для расчета изменения трудоемкости следует учитывать только тот штат, который зависит от данного показателя.

– объем i -ой продукции, планируемой до и после внедрения мероприятия;

– бюджет рабочего времени, час;

– коэффициент выполнения норм выработки.

Улучшение организации производства, труда и управления.

Возможное уменьшение в численности работников вследствие увеличения норм выработки, норм обслуживания, совмещения профессий, сокращения потерь рабочего времени, внутрисменных простоев определяется прямым счетом на основе внедрения в плановом периоде мероприятий по пересмотру норм выработки, штатов обслуживания и т.д.

Экономия численности работников за счет увеличения бюджета рабочего времени определяется по формуле

, если

Или

, если ,

где – полезный фонд рабочего времени соответственно базисного и планового периодов (час);

– среднесписочная численность работников в базисном году;

– индекс роста объема продукции.

Экономия в численности работников за счет сокращения потерь рабочего времени из-за внутрисменных простоев определяется по формуле:

,

где – потери рабочего времени в базисном периоде, в процентах к отработанному времени;

– потери рабочего времени в плановом периоде, %.

После определения относительной экономии рабочей силы по резервам каждого фактора и структурных сдвигов производится суммирование. Общая экономия в численности рабочей силы по всем факторам должна обеспечить рост производительности труда в заданном темпе.

Процент роста производительности труда по каждому фактору определяется после подсчета относительной экономии численности работающих по всем факторам. Базой для расчетов этого процента является плановая численность работающих (), которая определяется как разность между расчетной численностью работающих () и экономией рабочей силы по всем факторам ()

,

где – процент роста производительности труда по i -му фактору;

– относительная экономия численности по i -му фактору;

– плановая численность работающих.

Несмотря на то, что этот метод базируется на комплексном учете факторов, действие факторов, влияющих на уровень производительности труда, рассматривается изолированно. При расчете плановой численности работников экономия рабочей силы под влиянием отдельных факторов определяется только как результат действия рассматриваемого фактора без учета того, что уровень производительности труда зависит от других факторов, которые искажают величину влияния изучаемого фактора. При этом получаемое количественное выражение действия какого-либо отдельно взятого фактора является суммарным результатом действия ряда сопряженных факторов.

Такой подход к оценке влияния каждого фактора не позволяет установить правильную количественную величину их влияния в комплексе. Между тем факторы, оказывая комплексное влияние, находятся в постоянном взаимодействии. Изменение значения одного из них приводит к изменению влияния других, так как каждый из факторов, действуя на производительность труда, в то же время может количественно влиять на смежные факторы. Поэтому изучать влияние факторов на производительность труда надо не изолированно один от другого, а в их взаимосвязи.

Таким методом является четвертый метод – метод анализа и планирования производительности труда по укрупненным факторам путем так называемых ценных подстановок. Сущность его заключается в том, что величина производительности труда раскладывается на сомножители, которые образуют ряд взаимосвязанных величин. При анализе каждый сомножитель (фактор) рассматривается как переменный в предположении, что остальные факторы являются постоянными. Каждый из сомножителей представляется в виде дроби, знаменатель которой является числителем следующей.

Этот метод анализа и планирования производительности труда так же, как и другие, имеет ряд недостатков. При использовании этого метода влияние на изучаемый показатель второго фактора определяется совместно с эффектом его взаимодействия с первым фактором, а влияние третьего фактора – во взаимодействии с первыми двумя. Таким образом, и данный метод, по существу, ничем не отличается от обычного метода по факторам, влияние которых рассматривается изолированно.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования метода анализа и планирования производительности труда по факторам.

Учитывая, что производительность труда, как и многие другие экономические явления, характеризуется взаимодействием различных факторов и носит вероятностный характер, целесообразно использовать для анализа и планирования производительности труда методы математической статистики, в частности, многофакторную корреляционную модель.

Для измерения производительности труда по отраслевым хозяйствам и линейным предприятиям железных дорог применяется в основном натуральный метод.

Измерители и расчетные формулы для хозяйства перевозок

 

Отраслевые службы и линейные предприятия Измеритель производительности труда Расчетная формула производительности труда
     
Служба управления перевозками Приведенные тонно-километры (тарифные или эксплуатационные) +  
Станции:    
выполняющие все виды работ   Отправленные (приведенные) вагоны
с преобладанием грузовой работы Погруженные (П) и выгруженные тонные груза (В)  
с преобладанием пассажирской работы   Отправленные пассажиры  
промежуточные Отправленные (пропущенные) приведенные поезда

 

 

Факторы роста производительности труда представлены на следующей схеме.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, влияющие на производительность труда и характерные для железнодорожной отрасли | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.