Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции




Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Термин «идеология» был введён в научный обиход в конце ХVIІІ в. французским учёным и философом А. Дестют де Траси и означал «науку об идеях». Идеологию он считал наукой, инструментом изучения человеческих идей. Взгляды де Траси вызвали противоречивую реакцию, в том числе резко негативную. Причиной отторжения идеологии принято считать то ощущение опасности, которое вызывается у властной элиты попытками осмысления характера, происхождения и авторитета власти.

В дальнейшем исследования идеологии продолжались. Основоположником теории идеологии считается К. Маркс. Идеи он считал результатом познавательной активности людей, отражением существующих социально-экономических отношений. С учетом того, что в эпоху Маркса, такие феномены как «психика» и «сознание» отождествлялись, можно говорить о том, что в исследование идеологии по сути включался и психологический компонент. Благодаря этому, в дальнейшем понятие «идеология» стало напрямую связываться с понятием «политическое сознание», а оценка имеющихся идеологических компонентов зависела от того, насколько «адекватно», «правильно», «близко к истине» в той или иной идеологии отражается существующая социальная реальность. Маркс исходил из того, что идеи правящего класса являются в каждую эпоху правящими идеями, то есть класс, выступающий главной материальной силой в обществе, одновременно является его главной умственной силой. Класс, владеющий средствами производства, одновременно контролирует производство идей. Исходя из этого, идеология оценивалась как форма иллюзорного сознания, вырастающая на противоречиях производственных отношений.

Целью идеологии, с его точки зрения, являлось удержание в неведении низшие классы, которые не должны видеть реальных противоречий, на которых основаны все классовые общества. Наличие идеологии с ее упрощенной картиной мироустройства призвано предотвратить появление у различных классов населения вопросов о правомерности источников власти элиты, ее авторитета и т.п.

Что касается конкретно капитализма, здесь идеология собственнического класса (буржуазная идеология) навязывает пролетариату всевозможные иллюзии, мешающие ему осознать свое эксплуатируемое положение. Подобной «ложной», основанной на «некорректном», предельно субъективном отражении мира буржуазной идеологии последователи Маркса (в частности В.И. Ленин) противопоставили идеологию социалистическую, «научную». Последняя, по их мнению, была лишена многих недостатков буржуазных идеологий за счет того, что базировалась на прочных научных основаниях.

В настоящее время идеология и наука не отождествляются. Принято считать, что любая идеология имеет в своем основании ненаучное, зачастую противоречивое по сути ядро, которое в любом случае принимается на веру.

Исходя из этого, сформировались две основных тенденции отношения к данному феномену.

Согласно первой из них идеология подлежит научному изучению как форма политического сознания, играющая важнейшую роль в формировании мировоззрения и, как следствие, политического поведения.

В частности, К. Мангейм, как и марксисты, понимал идеологию как совокупность субъективных представлений, именно как определенный образ мышления субъектов-носителей. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. С точки зрения Манхейма носителями идеологии выступают определенные социальные группы, для которых идеология является инструментом управления. Те из них, которые занимают ведущее положение в доступе к власти и ресурсам, являются носителями собственно идеологии (объясняющей существующее, в большинстве своем выгодное для них социальное устройство). Группы, отчужденные от власти и ресурсов, являются носителями суммы взглядов, названных Манхеймом утопиями, основанными на представлениях об идеальном устройстве общества (в котором представители этих групп занимают гораздо более выгодное положение в отношении власти и ресурсов). В случае определенных социальных изменений идеология и утопия могут меняться местами.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Р.Моска, Р. Михельс и В. Паретто видели в ней формы эстетического и религиозного сознания, порождённые нуждами власти, т.е. она представлялась как «служанка власти».

В рамках второй тенденции многие исследователи, опираясь на идею ненаучности идеологии, стремились обосновать ее ненужность. В середине ХХ в. Д. Белл, Р. Дарендорф и др. заявляют о «конце идеологии», т.к. уровень информированности общества растёт и потребность в идеологии отпадает. Например, Э. Гидденс попытался доказать, что в эпоху глобализации и упадка традиций вообще все идеологии (как левого, так и правого толка) становятся излишними.

Основой для сходных утверждений в настоящее время является критика рациональности политического поведения индивида (тогда как большинство идеологических доктрин выступают способом осознанных действий субъектов политического процесса). С подобной точки зрения человек, целые группы и политические институты реагируют не на реальный внешний мир, а на его «образ», который создается в воображении, в том числе с помощью массмедиа. Подобный образ, с большой долей вероятности может являться ложным, не адекватным объекту. Вместе с тем, поскольку все идеологии претендуют на совершенное знание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все они грешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.

Подобная точка зрения имеет под собой основания, однако доминирующей не является. Принято считать, что идеологии продолжают играть роль важнейшего инструмента социализации человека и важнейшей составляющей политической жизни (вне зависимости от «адекватности» отражения в ней реальной картины мира). В процессе политической социализации и освоения идеологии у человека у человека формируются собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, вырабатывается картина общественного развития и способность к (пусть упрощенному и зачастую однобокому) пониманию политических реалий.

В рамках политологии принято более узкое и специфичное понятие ­ политическая идеология.

Политическая идеология ­ это относительно систематизированная система идей, ценностей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды и группы) отражают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Политическая идеология представляет собой духовное образование, предназначенное для идейной и целевой ориентации политического поведения граждан. Можно выделить следующие уровни её функционирования:

Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определённого класса, нации, государства;

Программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги т требования политической элиты. Программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы;

Актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Именно на данном уровне многие идеологические постулаты принимаются и используются без их критической оценки, необходимой аргументации, без детального ознакомления с основаниями идеологической доктрины. Благодаря этому возможны ситуации, описанные английским историком А. Тойнби, когда идеологии выполняют функции «светских религий», т.к. являются предметом веры.

Существуют разные критерии классификации идеологии, по которым определяются ее типы. По масштабу притязаний и числу ее потенциальных приверженцев выделяют три группы идеологий.

Глобальные (или тотальные) идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира и универсальной программы жизнедеятельности. К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистской трактовке), либерализм, консерватизм и национализм (в разновидностях).

Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они, как правило, появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение прогресса конкретной страны. Такие идеологии (можно их называть государственными) формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений.

Частные идеологии отражают совокупность всего спектра интересов каждой из социальных групп, конкретного слоя отдельного общества. В данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, конфессиональной, партийной и др. Наличие частных идеологий можно проиллюстрировать существованием многопартийности.

Основной функцией («метафункцией») политической идеологии является инструментальная, в рамках которой идеология выступает в качестве механизма осуществления власти или стремления к ней. Однако в рамках многих исследований выделяется ряд частных функций, к которым относятся:

· Легитимация власти определённых политических сил и режимов. Она легитимирует право на государственную власть и оппозиционных сил (объясняет, почему правят именно эти группы).

· Ориентационная или нормативно-ценностная – ориентирует личность и общество на усвоение определённых политических идеалов, норм и принципов (объясняет, как следует относиться к тем или иным явлениям).

· Мобилизационная – настраивает социальные группы на реализацию идеалов более совершенного общества.

· Интегративная – идеология выступает консолидирующим фактором политической системы (носители одной идеологии схожим образом видят мир и благодаря этому могут отличать «своих» от «чужих»).

· Амортизационная – служит ослаблению социальной напряжённости в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения (объясняет, почему сложилась такая ситуация).

· Компенсаторная – вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, компенсируя социальную неудовлетворённость и дискомфорт (обещает улучшение ситуации в случае выполнения определенных требований).

· Охранительная – выражение и защита интересов определённой социальной группы, противопоставленных интересам других групп (объясняет правильность суждений и действий носителей идеологии в противовес другим).

· Познавательно - воспитательная – идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формирует политическую культуру личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.