Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления и формы государственного регулирования экономики




 

По объекту воздействия со стороны государства выделяют следующие направления регулирования инвестиций:

1. Регулирование инвестиций. Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы общественной жизни оказывают определяющее влияние на рост ВВП, занятости населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление госрегулирования.

Прежде всего, государство воздействует на общие «рамочные» условия инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат. Посредствам денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно, имеются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители. Так, реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство прибыль либо вообще не облагается налогом, либо облагается им по льготной ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.

Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое государством частным фирмам право на ускоренное амортизационное списание основного капитала. Вещественные элементы основного капитала (машины, оборудование, производственные здания и сооружения) в процессе их эксплуатации подвергаются физическому износу и постепенно теряют свою первоначальную стоимость. Однако последняя не исчезает бесследно, а переносится на создаваемый продукт, после реализации которого она по частям в денежном эквиваленте возвращается к производителю. Последний накапливает эти средства в амортизационном фонде, служащем в свою очередь для восстановления выбывающих вследствие износа элементов основного капитала.

Сущность ускоренной амортизации состоит в том, что государство разрешает предпринимателям списывать в амортизационный фонд денежные сумму не по мере фактического износа элементов основного капитала (например, 1/10 первоначальной стоимости станка при ожидаемом сроке амортизации в 10 лет), а в большей мере. При этом в амортизационный фонд включается часть прибыли, которая таким образом освобождается от налогов, ибо амортизационный фонд в принципе не подлежит налогообложению по законодательству развитых стран. Оно, как правило, предписывает фирмам составление долгосрочного амортизационного плана, включающего в том числе выбор одного или нескольких из предусмотренных хозяйственным правом методов амортизационного списания. К ним наряду с отмеченными выше линейным (пропорциональным) методом относятся и другие методы ускоренного списания, такие как арифметически – дегрессивный, геометрически дегрессивный и тд. Изменения в амортизационном плане допускаются лишь в исключительных случаях, при солидном обосновании и доказательстве фирмой её аудитору их вынужденной необходимости, ибо такие изменения глубоко затрагивают всю систему ведения счетов и бухгалтерского учета фирмы, расчета издержек, прибыли и налоговой базы.

Фактическое завышение объема амортизационного фонда позволят использовать его не только по сущностной принадлежности, т.е. для замены изношенных, выбывших элементов основного капитала, но для расширения последнего. В результате стимулируется весь инвестиционный процесс, а следовательно, рост ВВП.

2. Госрегулирование сбыта. Противоречия между спросом и предложением сдерживают экономический рост, являются важнейшей причиной такого негативного социального явления как безработица. Поэтому государство стремится различными способами стимулировать сбыт, а через него рост ВВП и занятость. Кроме того, регулирование сбыта преследует и другие цели, например фискальные (пополнение доходной части госбюджета).

Фискальная часть госрегулирования сбыта реализуется посредством взимания различных налогов: с оборота и добавленной стоимости, акцизов и др. При этом с некоторых товаров первой необходимости, например продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам.

Важным средством стимулирования сбыта являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции, которая в значительной мере используется для гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий. Закупки осуществляются полномочными государственными органами по регулируемым ценам.

По своей экономической природе к закупкам сельскохозяйственной продукции весьма близки государственные заказы на различного рода оборудование и военно-техническую продукцию, а также на строительные работы и услуги. Поскольку такие заказы гарантируют их получателю обычно на несколько лет сбыт по согласованным ценам, за них ведется острейшая конкурентная борьба, особую роль в которой играют лоббисты тех или иных компаний. Чаще всего государственные заказы достаются национальным производителям если они в состоянии их выполнить.

Наконец, госрегулирование сбыта осуществляется путем воздействия на ценообразование. Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно является основным или единственным собственником экономических ресурсов (железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.) Как правило, оно оказывает сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами косвенного действия – регулированием оптовых и розничных наценок, косвенными налогами и акцизами.

3. Госрегулирование рынка труда нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на неё в количественном и качественном соотношении. Государство осуществляет специальные, целенаправленные мероприятия в области занятости и безработицы. Прежде всего, через сеть государственных бирж труда безработным облегчается поиск и нахождение нового рабочего места.

Подготовке рабочей силы в достаточном количестве и нужной квалификации способствует содействие государства общему и профессиональному образованию. Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется не только в учебных заведениях, но непосредственно и на фирмах. Государство посредством субсидий и налоговых льгот нередко стимулирует создание дополнительных ученических мест на предприятиях.

По средствам увеличения или уменьшения заработной платы государство также оказывает влияние на рынок труда. Государство регулирует заработную плату не только на предприятиях и учреждениях, которые к нему относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости, прежде всего производительности труда и соотношения между спросом и предложением на рынке труда. Во многих развитых странах законодательство о труде включает в себя установление минимальной заработной платы.

4. Содействие НИОКР. На современном этапе научно-технической революции прочность позиций той или иной страны в мировом хозяйстве решающим образом определяется её достижениями в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Во всех странах Запада на НИОКР расходуется более 2 % ВВП, а в наиболее продвинутых в этой области странах (США, Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Япония) – около 3% или даже несколько больше.

Развитие НИОКР в подобных масштабах было бы немыслимо без самого активного стимулирующего воздействия государства на этот процесс. Государства Запада влияют на все стороны НИОКР и сам инновационный процесс, поощряя внедрение НИОКР в производство. По отдельным странам с развитой экономикой государство финансирует от 30-60%, а в среднем – около половины совокупных затрат на НИОКР.

5. Экологическое регулирование. К важнейшим элементам экологического государственного регулирования относятся, прежде всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной помощи и налоговых льгот) инвестиции в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающего состояние окружающей среды. Они направлены на защиту населения от шума (например от автомобильного транспорта), уменьшение выбросов в атмосферу вредных веществ, а также утилизацию и нейтрализацию твердых отходов (бытового мусора, стекла, отработанных металлов и пластмасс). При распределении бюджетных средств, предназначенных для стимулирования капиталовложений, инвестиционным проектам с экологической направленностью отдается предпочтение.

Другим элементом является установление и реализация правовых норм, предусматривающих для юридических и физических лиц, допустивших загрязнение окружающей среды, правовую ответственность.

Важным элементом также являются установление государством в административно-правовом порядке максимально допустимых норм выброса в окружающую среду вредных веществ, а также разрешения или запрет на новые инвестиционные проекты в зависимости от того, обеспечат ли они соблюдение указанных экологических норм.

Экологические налоги. К ним относятся, например, сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера. В некоторых странах взимаются сборы за сброс сточных вод в водоем (Франция, Германия, Нидерланды), экологические налоги в аэропортах на посадку «шумных» самолетов (Франция, Япония, Великобритания).

6. Внешнеэкономическое регулирование воздействует на все важнейшие аспекты внешнеэкономической деятельности: их участие в международной торговле, миграции капитала и рабочей силы, а также валютно-расчетные отношения.

Государства Запада создали либерально-регистрационный (а не запретительно-разрешительный) режим для иностранных инвестиций. Фирмы, целиком принадлежащие иностранному капиталу или контролируемые им, обладают такими же юридическими и экономическими правами и обязанностями, как и национальные хозяйствующие субъекты. В ряде случаев для привлечения особенно желательных иностранных инвестиций стимулирует различными способами, например, созданием соответствующей инфраструктуры – дорожной сети, водоснабжения, энергетических сетей и т.д.

В области международной миграции рабочей силы. Как правило, ежегодный приток иностранной рабочей силы квотируется, причем в каждом конкретном случае необходимо получить разрешение на работу. Либо предприниматель, намеревающийся привлечь иностранного рабочего или служащего, должен доказать, что на данное место нет местных претендентов подходящей квалификации.

Валютная политика осуществляется путем воздействия на курс национальной валюты в сторону его повышения или понижения при помощи валютных интервенций центральных банков, скупающих или дополнительно предлагающих свои валюты, а также средств денежно-кредитной политики, особенно дисконтной. Повышение учетной ставки (при прочих равных условиях) способствует увеличения спроса на данную валюту и росту её обменного курса, понижение ставки дает обратный эффект.

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

1. Краткосрочное антициклическое регулирование. Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и массой безработицы.

В 50-е – первой половине 70-х г.г. подавляющим большинством стран Запада антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно следующим образом. Высокие государственные расходы в период кризиса и депрессии (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций увеличивали частные инвестиции и поддерживали конъюнктуру. Данная политика во многом способствовала, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в истории капитализма, а уровень безработицы самый низкий (более того, спрос на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил предложение, что положило начало её массовому импорту из-за рубежа).

В 80 –90 –е гг. экономика всех капиталистических стран перешла к очередному долгосрочному более или менее устойчивому росту, обусловленному техническим сдвигами (новый этап научно-технической революции, прежде всего на базе массового распространения микроэлектроники). Динамика ВВП и занятости стали определятся не столько движением спроса, сколько технологическим развитием и мирохозяйственными факторами. По этой причине конъюнктурная политика сконцентрировалась не на её антиинфляционных аспектах, а на поддержании развития высоких темпов научно-технической революции.

2. Долгосрочное регулирование. Данная форма нацелена на обеспечение модернизации экономики и её прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов.

В основе данного вида регулирования лежит среднесрочное (4-5 лет) и долгосрочное прогнозирование экономического развития. Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.