КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Анализ конкурентной ситуации и положения предприятия в отрасли1. Конкурентная ситуация в отрасли и методы ее оценки. 2. Пятифакторная модель анализа конкуренции М.Портера. 3. Построение карты стратегических групп. 4. Факторы успеха в конкуренции. 5. Профиль способностей в отрасли. 6. Анализ действующей стратегии: SWOT-анализ. 7. Анализ цепи издержек предприятия. 8. Оценка конкурентоспособности предприятия.
В общем виде конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы: – Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли? – Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют? – Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны? – Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции? – Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом? – Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение? – Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней? Реальный размер и перспективы развития отрасли характеризуются таким показателем, как концентрация продавцов на отраслевых рынках реализации продукции, который позволяет сопоставить размеры предприятий с величиной рынка или отрасли. Для характеристики уровня концентрации могут быть использованы такие показатели, как: • отношение объема продаж продукции предприятия к общему объему продаж на отраслевом рынке; • доля стоимости активов предприятия в стоимости активов всех предприятий, действующих на рынке или в отрасли; • доля персонала предприятия в численности работников, используемых в производстве определенного продукта. Величина показателей концентрации зависит от выбора метода расчета. В качестве показателей концентрации используются: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия долей фирм на рынке, индекс энтропии и индекс Джини. 1. Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей предприятий, действующих на рынке:
Gk = SYi, где i =1, 2,... k; Yi - размер предприятия (например, рыночная доля); K - количество предприятий, для которых рассчитывается показатель. 2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке:
HHIi = SYi 2, где i =1, 2,... n; HHI = 0 (совершенная конкуренция, большое количество предприятий с малой долей рынка); HHI = 1 (на рынке находится предприятие, производящее 10% от общего объема выпускаемой продукции предприятий отраслевого рынка). 3.Дисперсия долей предприятий на рынке позволяет разграничить влияние на HHI количества предприятий и распределение рынка между предприятиями. Дисперсия долей измеряет степень неравенства размеров предприятий, действующих на рынке:
s2 = , где - средняя доля предприятия на рынке = 1/n; п - количество предприятий на рынке. Если фирмы на рынке контролируют одинаковую долю рынка, показатель дисперсии равен нулю, и значение HHI обратно пропорционально количеству предприятий на рынке. При неизменном количестве предприятий на рынке, значение индекса повышается при увеличении различий в величине долей рынка предприятий. Показатель может заменяться показателем дисперсии логарифмов рыночных долей: Оба показателя имеют одинаковый экономический смысл и отличаются лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей предприятий на рынке, тем более концентрированным при прочих равных условиях является рынок. Дисперсия применяется в качестве вспомогательного инструмента анализа, так как не дает характеристик относительного размера предприятий. 4.Индекс энтропии показывает среднюю долю предприятий на рынке:
, где i =1, 2,... n. Индекс энтропии – это показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между участниками рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. 5. Индекс Джини представляет собой статистический показатель, основанный на кривой Лоренца. Крива́я Ло́ренца – график, демонстрирующий, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных домохозяйств, то есть отражает распределение дохода в процентах между домохозяйствами с разным достатком (рис.1)
Рисунок 1 – Кривая Лоренца
В данном случае она отражает неравномерность распределения отдельно взятого признака. При определении концентрации продавцов на рынке индекс показывает взаимосвязь между процентом предприятий на рынке и долей рынка. Перспективы развития отрасли не всегда являются очевидными, так как существует множество факторов, оказывающих влияние на рыночный потенциал отрасли: экологические (противодействие строительству АЭС), экономические (отсутствие средств в бюджете на поддержку конкретной отрасли), политические (слабая защита отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции) и т.д. При анализе жизненного цикла отрасли важное значение имеет прогноз переломных моментов (точек), когда темпы и, возможно, направления роста могут измениться.
Привлекательность отрасли и конкурентные позиции предприятий зависят от отраслевой структуры, которая согласно теории профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, определяется с помощью пяти сил или факторов конкуренции. 1. Соперничество среди конкурирующих предприятий. 2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями, и конкурентоспособных с точки зрения цены. 3. Угроза появления новых конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. 5. Экономические возможности и торговые способности покупателей. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли. Сильная конкуренция приводит к снижению прибыльности отрасли. В краткосрочном периоде факторы конкуренции определяют
Рисунок 2 – Пятифакторная модель конкуренции Портера. Конкуренция между продавцами
Такая конкуренция возникает в случае, когда у одной или нескольких компаний появляется возможность лучше удовлетворить потребителей или возникает необходимость увеличить долю рынка. Можно выделить несколько факторов, усиливающих интенсивность конкурентной борьбы: 1. Рост количества конкурирующих компаний, выравнивание их размеров и объемов производства. Компании-конкуренты примерно равные по размерам и потенциалу, ведут борьбу на равных, что снижает вероятность захвата лидирующих позиций на рынке одной или двумя компаниями-победителями. 2. Замедление роста спроса на продукцию. При насыщении рынка и падении спроса компании прибегают к снижению цен и другим приемам увеличения объема продаж, инициируя борьбу за передел рынка, в ходе которой с рынка вытесняются слабые и неэффективные игроки. В результате отрасль консолидируется в малочисленную группу более сильных производителей. 3. Снижение цен и иные приемы увеличения объемов продаж. В условиях сокращения спроса или недозагрузки производственных мощностей компании стремятся к увеличению объемов продаж за счет снижения цены: идут на заключение секретных соглашений о снижении цены, применяют специальные скидки, предлагают посредникам вознаграждение за улучшение сбыта и пр., что ведет к обострению конкурентной борьбы. 4. Легкость и доступность смены марки товара. Если покупатель при переходе на другую марку товара не теряет ни в цене, ни в затратах времени, то переманить потребителей у конкурентов несложно. В противном случае компания-новичок должна убедить покупателей, что ее марка того стоит. 5. Попытки одной или нескольких компаний улучшить свое положение на рынке за счет конкурентов – приобретение мелких конкурентов, внедрение новых товаров, увеличение расходов на рекламу, снижение цены и пр. 6. Затраты на выход с рынка превышают затраты на продолжение конкурентной борьбы. 7. Большие различия между компаниями участницами в стратегиях, ресурсной базе и условиях стран, где они зарегистрированы. 8. Приобретение крупным игроком другой отрасли одной из компаний (даже слабой) в данной отрасли с последующим превращением ее в мощного конкурента.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |