Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность приватизации




Приватизация (от лат. рrivatus – частный) продажа или безвременная передача государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц.

Преобразование отношений собственности – главное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой.

Различают большую и малую приватизацию.

При малой приватизации создаются индивидуальные и частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

При большой приватизации создаются акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

По пути приватизации различные страны с переходной экономикой прошли неодинаковые отрезки. Об этом свидетельствует доля негосударственного сектора, т.е. частных предприятий со смешанной собственностью, в производстве ВВП.

В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой проявились примерно одинаковые важные тенденции, проблемы противоречия. Среди них выделяют следующие:

1. Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие методы приватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам, а остальная часть приобреталась частными лицами на аукционах или по конкурсу.

2. В большинстве стран на старте рыночной трансформации, полагали, что путем быстрой ликвидации госсобственности и передачи в частные руки можно быстро решить важнейшие экономические и социальные проблемы. Однако к середине 1990-х гг. стало очевидным, что такой подход оказался ошибочным.

3. Практически все страны считали, что к приватизации удастся быстро привлечь большие объемы иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Однако и эти расчеты потерпели провал. Поэтому к середине 1990-х гг. большинство стран перешло к разработке стратегических долговременных программ по привлечению иностранных прямых инвестиций.

4. Малая приватизация оказалась в институциональном и организационном аспектах не слишком сложной проблемой и прошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой, значительно ее осложнившей, была реституция, т.е. возвращение хозяйственных объектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), или их наследникам. Так, в сельском хозяйстве Болгарии «перетягивание каната» между крестьянами за возвращение им только их прежних (а не других, равноценных) участок нанесло тяжелый удар по аграрному производству – важнейшему сектору национально экономики этой страны.

5. Гораздо более сложной и медленной, как следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. В этой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.

Российская приватизация протекала в целом в рамках рассмотренных выше общих тенденций этого процесса. Вместе с тем она характеризуется и значительной национальной спецификой. При проведении приватизации государство ставило следующие цели:

1) разгосударствления и приватизации;

2) формирование конкурентной среды;

3) формирование новых «правил» игры на внутреннем рынке и взаимодействия с мировым рынком;

4) содействия в формировании инфраструктуры рыночного хозяйства.

На практике были использованы три основных метода приватизации государственной собственности в России:

1) бесплатная передача всем гражданам России собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий.

2) бесплатная передача трудовым коллективам собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий. Имущество в денежной форме было разделено на паи, доли, акции и передано работникам.

3) денежная приватизация осуществлялась путем продажи государственной собственности по конкурсу или на аукционе, продажи акций или выкупа имущества, сданного государством в аренду.

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели – создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития.

При наличии в российской экономики в настоящее время около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым относятся в зависимости от отрасли предприятия с общей численностью работников от 30 до 100), ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех развитых странах именно данная группа предприятий обеспечивает занятость большей части населения. Во многом препятствия для создания малых предприятий создает российское законодательство, регламентирующие процесс создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства.

Еще более противоречивым и во многом негативными оказываются итоги большой приватизации. Приватизация крупных предприятий началась фактически во второй половине 1992 г. и приняла характер ускоренно проводимой компании по акционированию (в трех его вариантах) выделенных для этого предприятий. Масштабы и темпы большой приватизации в России достигли практически беспрецедентных, ни с чем не сравнимых в мировой практике масштабов. Такое быстрое проведение приватизации, позволившее коллективам стать держателями крупных или даже контрольных пакетов акций, тем не менее, в условиях дефицита и спада производства мало, что изменило в результатах деятельности этих предприятий. Основные недостатки в акционировании связаны, прежде всего, с неподготовленностью внешних условий развития, излишней поспешностью, шаблонностью и хаотичностью в создании акционерных компаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.